Первый Всемирный конгресс учителей истории

08.10.2021

 4-7 октября в Президент- отеле (г.Москва) прошел Первый Всемирный конгресс школьных учителей истории, организованный в Москве Институтом всеобщей истории РАН. 

 Учителя из разных стран мира обсуждали проблемы и задачи  преподавания истории в современных школах.  Школьные историки поставили ребром вопрос о том, что важней для школы – давать знания или готовить к ЕГЭ?

«Присутствие гостей  из 40 стран мира – это свидетельство значимости нашей повестки, востребованности широкого диалога о будущем образования в России. Важен вопрос, в каком объеме преподавать историю в школе. Ведь именно знания о прошлом позволяют задать вектор общественному развитию, обеспечить диалог культур и цивилизаций», – заявил председатель Российского исторического общества (РИО), директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.

Школьное историческое образование находится под пристальным и постоянным вниманием РИО, напомнил исполнительный директор фонда «История отечества» Константин Могилевский. Он также напомнил, что с 2014 года действует историко-культурный стандарт. И вместе с его появлением возникли определенные проблемы. Одна из них состоит в том, что есть он, есть Концепция исторического образования, есть примерная общеобразовательная программа, есть еще несколько важных документов, на которые учитель должен ориентироваться в своей работе. В том числе и те документы, которые регулируют подготовку к ЕГЭ, хотя единый экзамен сдают только 20% детей. Учителя хотят, чтобы в этом документальном хаосе была установлена некая иерархия.

Академик Александр Чубарьян, модератор дискуссионной площадки Конгресса, затронул тему эссе по истории в едином госэкзамене. «Было эссе – теперь оно отменилось, – сказал Чубарьян. – Мы должны подумать, что взамен. Мне сказали, что в задании надо, – бессмыслица какая-то, – упомянуть трех персонажей, четыре даты и еще там что-нибудь. По мне лучше, чтобы экзаменуемый изложил свое мнение. Будет ли оно на примере трех императоров и двух любовниц императора – не так важно. Гораздо важней, как пишущий соображает…»

Тема регионального компонента в преподавании истории тоже оказалась важной для участников конгресса. Появляется этот компонент в школьной истории вовсе не для того, чтобы хвалили свой регион, а для того, чтобы ребенок ощущал себя частью своего народа. Но регионы разные, где-то есть даже учебники по истории малой родины, а где-то их нет.

Педагоги обратились к правительству с просьбой провести модернизацию системы подготовки повышения квалификации по предмету и усовершенствование процедуры аттестации учителей истории и обществознания. Учителю хватает теории, но не хватает практики. Мастер-классы для педагогов помогают ликвидировать этот пробел. При этом учителя настаивают на том, чтобы убрать из аттестационных процедур такой показатель, как «средний балл по ЕГЭ». Количество стобалльников не влияет на качество работы учителя, считают участники форума. Гораздо лучшим решением будет создание для учителей системы грантов, позволяющих им самим выбирать место для повышения своей квалификации.

На Всемирном конгрессе школьных учителей истории обсуждали, как противостоять лжи и фальсификациям исторических событий. Были рассмотрены "трудные" вопросы истории: революционные события в начале ХХ века, история колониальных захватов и др.   Круглые столы были  посвящены, в том числе и преподаванию истории Второй мировой войны в разных странах. Хочу такой сайт

Оправдание фашизма недопустимо, подчеркнул директор Службы внешней разведки, глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

«Никто не вправе использовать прошлое, чтобы воспитывать новое поколение в ненависти друг к другу. Прежде всего, это касается истории Второй мировой войны. Полагаю, присутствующие в этом зале разделяют в нашем озабоченность в отношении участившихся случаев реабилитации нацизма в целом ряде стран Восточной Европы. Профессиональное историческое сообщество, ученые и педагоги всего мира не должны проявлять малодушие, закрывая глаза на подобные прецеденты», — отметил Сергей Нарышкин. История - тот предмет, который дает очень много разноречивых версий и оценок. Важно научить работать с этой информацией, в том числе и транслируемой СМИ. Чтобы ученик понимал: как сделано сообщение, кто его адресат и кому оно выгодно. Исторические тексты бывают разные, потому что созданы с разными целями: где-то история - это товар, где-то - развлечение, где-то - память, а где-то - наука. Когда мы научим думать и мыслить, результаты исторического образования станут иными. Историки Китая, США, Латинской Америки, Ирана  говорили о том, что в российских учебниках история этих регионов дается в "малом объеме", что нужно пересмотреть содержание учебников по всемирной истории. Коллеги делились опытом работы в условиях дистанционного обучения.  

В рамках конгресса прошел IV Всероссийский съезд Ассоциации учителей истории и обществознания, на котором были  обсуждены проблемы современного школьного образования.

В работе Конгресса  приняли участие и представители Бурятии: председатель Ассоциации учителей истории республики Бурятия Дашиева Ая Батуевна , учителя истории Сафронова Оксана Витальевна и Гармаева Светлана Доржиевна.

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 11.10.2021

Дата обновления: 04.11.2021

Дата публикации: 08.10.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)22-30-68, +7(3012)22-23-59

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».