1.9 кабинета оформление классного уголка, проведение классных часов и мероприятий,
родительских собраний, следит за порядком, чистотой и эстетикой кабинета.
2. Организация деятельности заведующего учебным кабинетом.
2.1. Заведующим учебным кабинетом назначается один из наиболее квалифицированных
преподавателей данного предмета.
2.2. Заведующий учебным кабинетом назначается и снимается с занимаемой должности приказом
директора школы.
2.3. В своей работе заведующий кабинетом подчиняется заместителю директора по учебновоспитательной работе.
2.4. Оплата за заведование кабинетом распределяется между ответственными за кабинеты на
основании Положения о фонде стимулирующих надбавок и доплат.
2.5. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Правилами внутреннего трудового распорядка;
- Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях
(СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Должностной инструкцией;
- Настоящим положением;
2.6. Заведующий кабинетом обязан:
содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями,
предъявляемыми к школьному кабинету;
вести паспорт учебного кабинета;
принимать меры, направленные на обеспечение кабинета необходимым оборудованием и
приборами согласно учебным программам;
пополнять кабинет учебно-методической и справочной литературой, дидактическими
материалами;
систематизировать, имеющееся в учебном кабинете оборудование, дидактические и
наглядные средства обучения, литературный фонд;
следить за чистотой и порядком в учебном кабинете;
организовать оформление учебного кабинета;
следить за озеленением кабинета;
соблюдать режим проветривания и освещенности учебного кабинета;
обеспечивать соблюдение правил техники безопасности, проводить инструктажи с
учащимися и фиксировать данный факт отметкой в соответствующей тетради (журнале);
обеспечивать сохранность имущества кабинета;
обеспечивать своевременное списание в установленном порядке пришедшего в негодность
оборудования, приборов и другого имущества;
организовывать внеклассную работу по предмету (консультации, дополнительные занятия,
заседания);
организовывать работу с родителями и учащимися класса, закрепленного за учебным
кабинетом, в случае, если заведующий кабинетом является классным руководителем;
вести работу по созданию банка творческих работ учителя и учащихся.
2.7. Заведующий кабинетом имеет право:
привлекать к оформлению кабинета учащихся класса, в котором данный заведующий
является классным руководителем, а так же учащихся школы, компетентных по части
художественного оформления с целью развития их способностей;
по окончании очередной учебной четверти проводить генеральную уборку силами
учащихся класса, закрепленного за кабинетом;
согласовывать план развития учебного кабинета с администрацией образовательного
учреждения;
при несогласии с решением администрации по вопросам работы кабинета
обоснованно опротестовать их перед вышестоящими органами;
по итогам смотра получить поощрение в виде денежной премии лично или для
развития кабинета.
3. Права и обязанности участников образовательного процесса.
3.1. Администрация обязана:
назначать заведующих учебными кабинетами и отстранять их от обязанностей;
согласовывать с заведующими планы развития учебных кабинетов, вносить перечень
необходимого для приобретения оборудования в смету расходов образовательного
учреждения;
определять порядок использования оборудования учебных кабинетов;
следить за выполнением требований к санитарно-гигиеническим характеристикам и
нормами техники безопасности;
совместно с профсоюзным комитетом школы осуществлять смотр учебных кабинетов,
распределять симулирующие доплаты по итогам смотра;
обеспечивать сохранность оборудования кабинета во внеурочное время и санитарногигиеническое обслуживание кабинета по окончании учебных занятий.
3.2. Администрация имеет право:
присутствовать в учебном кабинете во время уроков и занятий внеурочной деятельностью;
давать заведующему кабинетом обязательные для исполнения распоряжения;
привлекать педагогов к дисциплинарной ответственности в соответствии с Уставом школы
и Правилами внутреннего трудового распорядка;
привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности за проступки,
дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, предусмотренном Уставом
школы и Правилами приема детей в школу, перевода в другие образовательные
учреждения, исключения обучающихся.
3.3. Учащиеся, находящиеся в учебном кабинете обязаны:
соблюдать общие правила поведения, принятые в образовательной организации и правила
пользования учебным кабинетом;
соблюдать правила техники безопасности, незамедлительно сообщать учителю о
происшествиях, влекущих за собой угрозу здоровью учащихся;
бережно относиться к оборудованию учебного кабинета и личным вещам всех участников
образовательного процесса.
3.4. Учащиеся имеют право:
разрабатывать и участвовать в реализации проектов:
- по оформлению кабинета, заведующий которого является классным руководителем;
- классного уголка;
-стендов предметной направленности;
-озеленения учебного кабинета.
пользоваться учебным оборудованием, необходимым для обеспечения качественного
образования;
получать информацию за счет Интернет и цифровых ресурсов, если таковые имеются в
учебном кабинете;
принимать участие в формировании банка творческих работ предметной направленности.
3.4. Родители обязаны:
содействовать учителю в воспитании ценных личностных качеств учащегося, в том числе
трудолюбия, бережливости, ответственности и т.п.;
реагировать на сообщение учителя-предметника или классного руководителя об
успеваемости, поведении учащегося;
возмещать ущерб, причиненный учащимся имуществу учебного кабинета.
3.5. Родители имеют право:
требовать от учителя качественной организации образовательного процесса за счет
использования имеющегося в учебном кабинете оборудования;
разрабатывать и участвовать в реализации проектов по благоустройству учебных кабинетов
образовательного учреждения;
оказывать помощь в ремонте учебного оборудования и кабинета;
вносить добровольные пожертвования с целью улучшения материально-технической базы
учебных кабинетов и требовать от администрации школы отчет о целевом использовании
полученных средств.
4. Требования к составлению паспорта учебного кабинета.
4.1. Паспорт учебного кабинета должен иметь следующую структуру:
Титульный лист (оформляется в соответствии с образцом, представленным в приложении
1 настоящего положения).
Нормативно-правовые локальные акты, хранящиеся в паспортах всех кабинетов:
-Акт-разрешение на проведение занятий в помещении кабинета (содержит № кабинета,
наименование кабинета);
-Инструкция по пожарной безопасности;
-Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему;
-Инструкция по охране труда в общеучебных кабинетах;
Для заведующего учебным кабинетом, являющегося классным руководителем:
-Инструкция по технике безопасности во время автобусной экскурсии;
-Инструкция по технике безопасности во время экскурсий, туристских походов, экспедиций
(путешествий) с учащимися общеобразовательных школ;
Должностная инструкция учителя в соответствии с предметной направленностью;
Положение об учебном кабинете.
Анализ развития кабинета за предыдущий учебный год (составляется в соответствии с
приложением 4 настоящего положения).
План развития кабинета на текущий учебный год с отметкой о согласовании на
приобретение оборудования с директором школы (составляется в соответствии с
приложением 4 настоящего положения).
Перспективный план развития учебного кабинета на три и более лет с отметкой о
согласовании на приобретение оборудования с директором школы (составляется по типу
плана развития в соответствии с приложением 4 настоящего положения).
Региональный перечень учебного оборудования по учебному предмету для
образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (делаются
соответствующие обозначения: красным цветом отмечается оборудование, имеющееся в
учебном кабинете; зеленым – не имеющееся в кабинете, но имеющееся в образовательном
учреждении; желтым – оборудование незнакомое учителю; высчитывается процент
комплектования учебного кабинета оборудованием).
Перечни имеющегося в учебном кабинете оборудования и средств обучения (литературы;
цифровых образовательных ресурсов, аудиокассет, видеокассет, CD и DVD, средств
наглядности (таблиц, схем, плакатов, иллюстраций, коллекций, объемных моделей),
раздаточного материала (карточек, тестовых заданий) и т.п.).
Инвентарная ведомость оборудования учебного кабинета.
График занятости кабинета в соответствии с приложением 2 настоящего положения.
Правила пользованием учебным кабинетом в соответствии с положением 3 настоящего
положения.
Выписка основных разделов СанПиН 2.4.2.2821-10, предъявляющих требования к
учебному кабинету и организации в нем учебно-воспитательного процесса.
5. Требования к оснащению кабинетов повышенной опасности.
5.1. Учебными кабинетами повышенной опасности следует считать следующие:
-кабинет физики;
-кабинет химии;
-кабинет информатики;
-спортивный зал;
-кабинет технологии (для девочек).
5.2. Помимо документов, содержащихся в паспорте учебного кабинета, перечисленных в
пункте 4.1. настоящего положения, кабинеты повышенной опасности содержат следующие
документы:
5.2.1.В паспорте кабинета физики содержатся:
-Инструкция по охране труда при работе в кабинете физики.
-Инструкция для учителя физики.
-Инструкция по технике безопасности для лаборанта кабинета физики
-Инструкция по технике безопасности для учащихся в кабинете физики.
-Инструкция по технике безопасности для учащихся на лабораторных работах по физике.
-Инструкция по технике безопасности для учащихся на кружковых занятиях по физике.
-Инструкция по технике безопасности для учащихся на экскурсиях по физике
5.2.2. В паспорте кабинета химии содержатся:
-Инструкция по охране труда в кабинете химии.
-Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии.
-Инструкция по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по
химии.
-Инструкция по охране труда при работе с кислотами.
-Инструкция по охране труда при работе с щелочами.
-Инструкция по охране труда при работе с соединениями бария.
-Инструкция по охране труда при работе с галогенами.
-Инструкция по охране труда при работе с соединениями меди.
-Инструкция по охране труда при работе с соединениями марганца.
-Инструкция по охране труда при работе с соединениями хрома.
-Инструкция по охране труда при работе с соединениями свинца.
-Инструкция по охране труда при работе с красной и желтой кровяной солями, роданидами,
сульфидами, фторидами.
-Инструкция по охране труда при работе с щелочными металлами.
-Инструкция по охране труда при работе с металлической пылью
-Инструкция по охране труда при работе с аналином и нитробензолом.
-Инструкция по охране труда при работе с жидким углеводородами.
-Инструкция по охране труда при работе со спиртами.
-Инструкция по охране труда при работе с эфирами и ацетоном.
-Инструкция по охране труда при работе с хлорозамещенными алканами.
-Инструкция по охране труда при работе с нитратами.
-Инструкция по охране труда при работе со спиртовками и сухим горючим.
-Инструкция по охране труда при работе с фенолом.
-Инструкция по охране труда при работе с формальдегидом.
-Инструкция по охране труда при работе с муравьиной и уксусной кислотами, уксусным
альдегидом.
-Инструкция по охране труда при работе с хлоридами.
-Инструкция по электробезопасности в химической лаборатории.
-Инструкция по безопасной работе со стеклянной посудой и ампулами.
-План пожаротушения в кабинете химии.
-Меры первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
Основные правила для снижения загрязнения воздуха при демонстрационных опытах.
5.2.3. В паспорте спортивного зала и учителя начальных классов, ведущего уроки физической
культуры содержатся:
-Акт испытания гимнастических снарядов и оборудования;
-Акт-разрешение на проведение занятий в спортивном зале;
-Акт-разрешение на проведение занятий на спортивной площадке
-Инструкция по охране труда для инструктора по физической культуре
-Инструкция по охране труда при проведении занятий на спортивной площадке;
-Инструкция по технике безопасности в спортивном зале;
-Инструкция по технике безопасности при занятиях лыжной подготовкой;
-Инструкция по технике безопасности при занятиях легкой атлетикой;
-Инструкция по технике безопасности для игровых видов спорта с мячом (футбол, гандбол,
баскетбол, волейбол);
-Инструкция по технике безопасности при занятиях гимнастикой;
-Инструкция по охране труда при проведении спортивных соревнований.
-Журнал готовности спортивного оборудования и инвентаря. Обложка содержит следующую
запись:
5.2.4. В паспорте кабинета технологии:
-Инструкция по охране труда в кабинете технологии по кулинарии.
-Инструкция по охране труда по обработке ткани.
5.2.5. В паспорте кабинета начальных классов, для учителя, ведущего уроки технологии:
-Инструкция по технике безопасности на уроках труда в начальной школе.
5.2.6. В паспорте кабинета информатики содержатся:
-Инструкция по охране труда в кабинете информатики и работе с оргтехникой;
-Инструкция по охране труда и по работе в кабинете информатики для учащихся;
-Инструкция по охране труда при работе на копировально-множительном оборудовании (типа
«Канон», «Ксерокс» и т.п.);
-Инструкция по охране труда для работающих на ПЭВМ
5.2.7 Ведение журнала для проведения инструктажа в кабинетах повышенной опасности
обязательно.
Содержание страниц журнала содержит информацию по следующим разделам:
-тема инструктажа;
-дата проведения инструктажа;
-фамилия, имя инструктируемого, подпись инструктируемого;
-фамилия имя, отчество инструктора; подпись инструктора
-информация о времени начала и окончания ведения журнала.
Журнал должен быть прошит, пронумерован в соответствии с требованиями по делопроизводству.
5.2.10. В кабинетах повышенной опасности заведующий оформляет уголок охраны труда и
техники безопасности, также материал по технике безопасности может быть оформлен в виде
раздаточного материала из расчета одна папка-скоросшиватель на двух учащихся.
5.3. Кабинеты повышенной опасности должны быть обеспечены первичными средствами
пожаротушения (огнетушители в количестве 2 шт., ящики с песком в количестве 1-2 шт.,
аптечкой для оказания доврачебной помощи. В кабинете химии дополнительно к
вышеперечисленному содержатся:
-вытяжные шкафы в количестве 2 шт.;
-полотно противопожарное;
-резиновые коврики вблизи нагревательных приборов (данное требование применяется к кабинету
технологии, учебных мастерских, кабинету химии);
-растворы для обработки пораженных участков кожи при химических ожогах (раствор
гидрокарбоната натрия и раствор борной кислоты).
6. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.
6.1. Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным оборудованием, необходимым для
выполнения учебных программ, реализуемых образовательным учреждением.
6.2. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками, дидактическим и раздаточным
материалом, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых гимназией.
6.3. В учебном кабинете в открытом доступе должны находиться материалы, содержащие
минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной
подготовки (стандарта образования); образцы контрольно-измерительных материалов (КИМов)
для определения усвоения требований образовательного стандарта.
6.4. Учебный кабинет должен быть обеспечен комплектом типовых заданий, тестов,
контрольных работ для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня
образовательного стандарта.
6.5. На стендах в учебном кабинете могут быть размещены:
- требования, образцы оформления различного вида работ (лабораторных, творческих,
контрольных, самостоятельных и т.п.) и их анализ;
- примеры контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой аттестации
выпускников 9 классов, образцы заполнения, решения;
- варианты заданий олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов по профилю кабинета и
их анализ;
- рекомендации по организации и выполнению домашних заданий;
- рекомендации по подготовке к различным формам диагностики;
- требования техники безопасности.
7. Организация смотра учебных кабинетов.
7.1. Для организации смотра учебных кабинетов создается комиссия в составе:
-директор школы;
-заместитель директора по УВР, завхоз;
-руководитель ШМО.
7.2. Школьная комиссия проводит смотр кабинетов два раза в год, по результатам которого
пишется справка в произвольной форме, результаты проверки заносятся в таблицу в соответствии
с приложением 5 настоящего положения.
7.3. Основными направлениями проверки учебных кабинетов являются следующие требования:
Ведение документации и необходимость содержания в нем:
-паспорта кабинета;
-графика занятости кабинета;
-инвентарной ведомости оборудования;
-анализа работы кабинета за прошедший период;
-плана развития кабинета на текущий учебный год;
-перспективного плана развития на 3 и более лет;
- документов по технике безопасности;
Соблюдение санитарно-гигиенических норм:
-наличие и сохранность мебели;
-расстановка и маркировка мебели в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
-чистота и уют кабинета;
-озеленение кабинета;
-наличие системы проветривания;
- соблюдение техники безопасности;
- наличие инструкций по технике безопасности;
- наличие правил поведения в кабинете;
- наличие первичных средств пожаротушения и аптечки для оказания доврачебной помощи.
Дидактический материал:
-систематизация материалов, условия хранения;
-контрольно-измерительные материалы для подготовки ГИА, ЕГЭ;
-ИКТ-материалы;
-оснащенность согласно региональному перечню оборудования учебного кабинета;
-оборудование для прохождения практической части;
-наличие уголков, сменных экспозиций (классных, предметных, по подготовке к ГИА)
7.4. Оценивание производится по баллам от 0 до 2: 0б. – нет в наличии, 1б. – не в полной мере, 2б.
– соответствует.
7.5. Итоги проверки учебных кабинетов доводятся до сведения комиссии по распределению
надбавок и доплат, директор школы издает приказ о поощрении соответствующих заведующих
кабинетами.
8. Право собственности и распоряжение оборудованием учебного кабинета.
8.1. Оборудование учебного кабинета, приобретенное на средства учредителя, средства школы
является неотъемлемым имуществом МБОУ ООШ с.Отрадное, которым она распоряжается на
основании Устава и договора с учредителем.
8.2. Оборудование и оснащение учебного кабинета, созданное педагогическими работниками во
время их работы в штатной должности работника без привлечения личных материальнофинансовых ресурсов принадлежит гимназии на праве собственности.
8.3. Оборудование и оснащение учебного кабинета гимназии, приобретенное за счет личных
финансовых средств работника школы принадлежит данному работнику.