История школы

24.09.2018


Истории нашей школы начинается в 1936 году. Более семи десятков лет она распахивает свои двери перед маленькими детьми, которые быстро взрослеют, мужают в этих стенах и покидают ее. За 72 года в школе сменилось 18 руководителей, сотни преподавателей и тысячи детей. «Девятая» помнит серьезного, умного, человечного директора Чубарова Н.А., после работавшего начальником городского отдела народного образования; молодого, здорового, открытого всем Карнышева А.Д., ставшего доктором психологических наук, заместителем председателя Народного Хурала; хозяйственного и рассудительного Литвинцева Н.И., назначенного позже заведующим районным отделом народного образования. Воистину «девятая» - не только для детей «серьезная» школа.

Успех руководителя складывается не только из его личных и профессиональных качеств, но и трудом и стараниями всего коллектива. В нашей школе в разное время работали талантливые педагоги, любящие свою работу и любимые своими учениками. Это Похосоева Евгения Яковлевна, Ананьина Нина Гавриловна, Беняш Людмила Павловна, Степаненко Вера Тимофеевна, Степаненко Клавдия Тимофеевна, Медведева Елизавета Александровна, Березовская Мария Ивановна. Трудную и ответственную работу выполняли Шустов Павел Андреевич, Жамбалова Зинаида Ивановна, Яныгина Ирина Павловна, Старшикова Надежда Георгиевна, Таряшинова Валентина Нимаевна и многие другие

Наша школа была построена в середине 1930-х годов, когда в республике и в стране велось активное строительство новых учебных заведений. Уже во время строительства в 1934-1936 небольшими группами - по нескольку человек здесь учились 1-4 классы, поэтому она называлась четырехклассной школой № 8.  Учащиеся 5-7-х классов ходили в школу № 2, которая находилась в то время  напротив Дворца пионеров по улице Ленина. Первым директором школы был Вахмянин Константин Александрович.

По окончании строительства здания в 1936-1937 учебном году школа № 2 в количестве 7 класс-комплектов переводится в новое здание и начальная школа № 8 переименовывается в семилетнюю школу № 2.

Статус средней общеобразовательной был присвоен школе в 1939 году. Первый выпуск сделан в 1940 году. Второй выпуск, военный, в 1941-м. Выпускалось по 3 класса, в каждом по 40-45 человек.

Во время войны средства на отопление и другие расходы были сокращены, поэтому в нашей школе разместились другие предприятия. Левую половину 1-го этажа занимал эвакогоспиталь. В  правой половине разместилось профессиональное училище «Трудовые резервы», а в небольшом помещении находился опорный пункт милиции. Левое крыло 2-го этажа занимал детский дом. На 3-м этаже учились старшие классы, а один кабинет был отведен под педагогическое училище.

Весной 1943 года отопительная система вышла из строя и находилась в аварийном состоянии до осени 1947 года, поэтому школу временно расформировали. Ребята учились в школах № 8, 32 и в здании бывшего магазина по ул. Оцимика. Только начальные классы оставались в плохо отапливаемом здании школы и учились в две, и даже в три смены. Трудности были большие, но все понимали, что время военное. Несмотря на это, дети посещали кружки: спортивные, «Ворошиловский стрелок», кройки и шитья, вышивания, музыки, велосипедный. Изучали военное дело, разучивали военные песни, собирали металлолом, ставили платные концерты, а вырученные деньги использовали на нужды класса и школы: покупали чернила, карандаши, бумагу, учебники, пособия. Помогали семьям погибших, дополняли фронтовые посылки спичками, ручками, конвертами, тетрадями. Сами шили, вязали носки, варежки, шарфы, вышивали кисеты, стряпали печенья, крутили папиросы из домашнего самодельного табака.

Летом, весной и осенью работали в колхозах вместе с учителями. В поле на посадке капусты, картофеля, потом на прополке и сборе урожая. Дети собирали для аптек лекарственные травы, заготавливали ветки на корм скоту. Школы большей частью обеспечивали себя самостоятельно к новому учебному году – денег выделяли очень мало. Из 360 выпускников 1940-1945гг, на фронт ушли 150, половина из них не вернулась домой. Из 23 учителей, призванных в действующую армию, вернулось 14.

К началу 1946-1947 учебного года дети вернулись в здание родной школы. Она казалась новой, светлой, красивой. Школа заняла все этажи, кроме одного кабинета на 3-м этаже, где по-прежнему оставалось педучилище, а на 1-м этаже в правом крыле расположилась вечерняя школа. Директор Вахмянин К.А. не вернулся с войны. Директором был назначен фронтовик Иванычев Алексей Тимофеевич. Он отличался требовательностью и умением отстоять свою точку зрения. Он многое сделал в тяжелое время послевоенного восстановления хозяйства.

С 1951, в связи с введением раздельного обучения, наша школа переформировывается в женскую школу № 9. Директором в течение 3-х лет была Мурзина Зоя Владимировна – женщина волевая, деловая, всегда стремилась к новым рубежам, критически относилась к себе и окружающим. Она придавала особое значение эстетическому воспитанию и развитию культуры девочек.

С 1954 по 1966 в системе общего образования произошли изменении: женская школа вновь стала смешанной и получила название   «Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением № 9. Директором стал Григорий Ильич Чебаков. Человек ответственный, пунктуальный, доводивший любое дело до конца. В этот период ребята построили теплицу, мастерские, географическую площадку с бассейном, пришкольный участок и спортплощадку. Выращивали яблоки, ранет, ягоды, овощи. На вырученные деньги проводили вечера, покупали инвентарь для сада. Заведующей пришкольным участком была Степаненко Клавдия Тимофеевна. По окончании школы ребята получали документы о приобретении рабочих профессий плотника, строителя, столяра, электрика, швеи, повара и других. За трудовые успехи наша школа была награждена денежной премией и грамотой Верховного Совета РСФСР. В этот же период был открыт школьный краеведческий музей, который долгие годы был гордостью школы, носил звание «Народный». 

В 1957 году школа занимает 1-е место среди школ города за лучшую подготовку к учебному году; 2-е место за подготовку  и проведение смотра художественной самодеятельности. В 1959-м – коллективу школы вручается грамота Верховного Совета Бурятской АССР за добросовестную и безупречную работу в связи с 300-летием добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. В 1960 г. в связи с завершением строительства здания для учебных мастерских, гаража и теплицы коллектив учителей награждается Почетной грамотой Улан-Удэнского Горкома КПСС и Исполкома Городского совета. В 1960 году школа занимает 3-е место в социалистическом соревновании по подготовке школ к учебному году среди школ республики.

С 1966 по 1980 гг. наступил период частой смены директоров, менялся  состав педагогов; каждый этап отличался своими нововведениями.

С большой благодарностью вспоминают учителя и  учащиеся директора школы Чубарова Николая Афанасьевича. Большой души человек, он обладал особым талантом организатора. За короткое время сумел поднять на высоту эстетическое воспитание школьников. Работали десятки кружков: детские хоры, струнный оркестр, вокальные группы, кружки бальных танцев, чтецов и другие. Школа занимала призовые места в смотрах художественной самодеятельности. Хочу такой сайт

Особое слово следует сказать о Яныгиной Ирине Павловне. Человек высокой внутренней культуры, принципиальная и требовательная, она продолжила дело, начатое Николаем Афанасьевичем. За 6 лет работы она внесла свою лепту в строительство школы, была улучшена материальная база, модернизировано оснащение кабинетов. Закуплено современное техническое оборудование: киноаппараты, эпидиаскопы, фильмоскопы. Почти во всех кабинетах была заменена мебель, сделаны шкафы-стенки, все технические средства снабжены пультами управления. 

В 1976 году педагогический состав школы заметно увеличился: 8-ая и 9-ая школа объединились в одну. Неполная восьмая школа находилась на Батарейке по улице Оцимика. Сегодня здесь межшкольный учебный комбинат №1. Классов стало больше, пришли новые учителя: Казайкина Клавдия Михайловна, Минина Анна Георгиевна, Федорова Людмила Георгиевна, Федорова Любовь Александровна.

В сентябре 1976 года директором был назначен молодой талантливый учитель Александр Дмитриевич Карнышев. Он принес в коллектив комсомольский задор, занялся обновлением учебных кабинетов, созданием творческих лабораторий. Александр Дмитриевич с помощью учащихся провел социальное исследование микрорайона, вскрыл причины роста правонарушений, разработал рекомендации учителям и родителям по воспитанию детей. В школе велась большая работа по профилактике правонарушений. На смену Карнышеву А.Д. пришел Литвинцев Николай Иванович – он провел существенную работу по ремонту здания школы.

В 1980 году, по предложению коллектива учителей, директором стал молодой тогда учитель истории Виталий Васильевич Модогоев, занимавший должность директора почти 25 лет. В годы перестройки, школа находилась в поиске новых решений построения школьного образования. Школы получили право на  самоопределение, на эксперимент. Одной из центральных педагогических задач  стала задача построения непрерывного образования по системе «сад-школа-вуз». В школе внедряется нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития учащихся. В 1992 году  на базе школы были открыты лицейские классы ВСГТУ. 

Следующие шаги были направлены на осуществление преемственности в каждом звене. Начиная с начальных классов, вводилась система развивающего обучения, которая в среднем звене должна была обеспечить знания, позволяющие учащимся поступить в лицейские классы. Система развивающего обучения вводится в начальной школе с 1993 года.  Параллельно создается система повышения квалификации учителей, готовых работать в классах РО. В этой связи следует отметить творческую работу зам. директора по научно-методической работе Цагадаевой С.Д. Предложенная ею концепция, позволила избежать вероятного разрыва  между лицейскими и общеобразовательными классами. С 1996 по 2002 гг. школа именуется «Школа-комплекс № 9».

Виталий Васильевич Модогоев внес большой вклад не только в изменение образовательной политике школы, но и многое сделал для укрепления и расширения материально-технической базы. В декабре 1999 года был, введен в действие пристрой школы, в котором расположены большая столовая, спортивный зал, актовый зал, медицинские кабинеты, хореографический зал, мастерские, хорошо оснащенные кабинеты информатики, химии. Виталий Васильевич  пользовался огромным авторитетом среди жителей микрорайона. Неслучайно он дважды избирался в депутаты Городского совета и возглавлял Комитет по социальной политике. скромный, трудолюбивый, добрый, высоконравственный человек. таким будут помнить его ученики, коллеги, избиратели.    

В 2002 году на базе школы организован Инновационный центр повышения квалификации педагогов и руководителей образования. С 2003 года школа является Федеральной экспериментальной площадкой Министерства Образования и науки Российской Федерации.

Коллектив школы обновился, но продолжают работать учителя-ветераны, стаж которых составляет 40 и более лет: Ананьина Л.К. – «Заслуженный учитель Бурятии», Баталова Л.И.  – «Отличник Народного Просвещения», Еременко Г.И. – «Отличник Народного Просвещения», Афанасьева Л.Н. – «Отличник Народного Просвещения», Загузина С.И. – «Отличник Народного Просвещения», Жигжитова А.Ц., Пальчикова Е.Т., Оганесян Л.А., зав. библиотекой Асеева Т.Л. Молодые талантливые педагоги Тогоноева О.Г. и Алексеева Л.Б. вошли в число победителей конкурса лучших учителей России, получивших денежное поощрение за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. 

В сентябре 2005 года  полноправным преемником Модогоева В.В. стала Цагадаева Софья Даржаповна, многие годы проработавшая вместе с ним в должности заместителя директора по научно-методической работе. Цагадаева Софья Даржаповна талантливый и знающий руководитель.

Под ее руководством в 2006 году школа № 9 вошла в число школ-победителей, конкурса общеобразова-тельных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В марте 2006 года на базе школы  открыт Республиканский Центр развивающего образования. Регулярно проводятся республиканские семинары, для учителей реализующих образовательные программы развивающего обучения (система Эльконина – Давыдова). проведена I  Республиканская Олимпиада школ развивающего обучения.


01.04.2020

Батарейка – старейший микро­район Улан-Удэ, начинающий свою историю непосредствен­но от основания города. В 1666 г. русский казачий отряд поста­вил в устье реки Уды на высоком ска­листом берегу небольшой деревян­ный дом-зимовье. Удинское казачье зимовье было основано как центр сбора ясака с местного населения и как укрепленный военный пункт для обороны от враждебных нападе­ний, а также как одна из баз для про­движения на Восток.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».