-состояние материально-технической и учебно-методической базы; -наличие и регулярность обновление уголков безопасности; формы работы ОО с ГИБДД, родителями и общественными объединениями; - деятельность ответственного за работу по организации обучения детей ПДД и профилактики ДДТТ; - работа отряда Юных инспекторов движения; -организация работы по профилактике ДДТТ в период каникул. 1.5. Основные функции мониторинга: информационная; стимулирующая; формирующая; коррекционная; контрольно-оценочная. 1.6. Направления мониторинга профилактики детского травматизма могут включать такие составляющие как: - мониторинг случаев травматизма обучающихся во время образовательного процесса; - мониторинг случаев травматизма вне образовательной организации; - мониторинг профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации; - мониторинг технического и санитарного состояния учебных кабинетов, спортивных залов, столовой и др. помещений, в которые имеют доступ обучающихся. 1.7. В зависимости от поставленной цели можно использовать следующие виды мониторинга: – информационный для структурирования и распространения необходимой информации; – базовый для выявления новых проблем, которые могут быть осознаны на уровне управления и поэтому исходя из выбранного объекта мониторинга, организуется постоянное слежение при помощи индикаторов мониторинга, которые его будут полно определять; – проблемный для выяснения проблем, процессов, которые известны и насущны с точки зрения управления организацией работы по профилактике детского травматизма; – управленческий для отслеживания и оценки эффективности и последствий принятых решений для определения динамики или качества влияния определенных факторов на выполнение тех или иных мероприятий в профилактической деятельности; - динамический; - сравнительный; - диагностический; - прогностический; - стартовый; - промежуточный; - итоговый. 1.8. В процессе проведения мониторинга в профилактике детского травматизма контролю могут подлежать следующие факторы: – качество инструментария; – выбор объектов наблюдения; – использование различных индикаторов оценивания объектов. 1.9. Процесс проведения мониторинга работ по профилактике детского травматизма для получения результативности может оцениваться различными индикаторами такими как: – соответствие запросу родителей и учащихся мероприятий, направленных на обеспечение жизни и здоровья во время образовательного процесса; – доля обучающихся изучающих меры безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; – доля обучающих, изучающих программы профилактики детского травматизма в школьной среде на различных уровнях общего образования (профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, профилактика безопасного поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры, водного транспорта и т.д.); – количество случаев травмирования в школе во время учебной и внеучебной деятельности; – проведение профилактических мероприятий, проведение викторин, конкурсов, профилактическая работа с педагогами, родителями обучающихся. 1.10. Мониторинг в профилактике детского травматизма – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии направлений в системе профилактической работы с целью принятия управленческих решений по тому или иному объекту профилактических мероприятий. 1.11. Мониторинг в профилактике детского травматизма является весомым инструментом и эффективным средством управления системой профилактической работы образовательной организации, предусматривающей не только устранение вредных факторов воздействия на обучающихся, но и снижение уровня травмирования обучающихся в образовательном процессе. 1.12.Мониторинг как инструмент оценивания системы профилактики детского травматизма обеспечивает целесообразность, целеустремленность и основательность влияния такой системы на предупреждение травмирования обучающихся. 2. Виды детского травматизма: Виды Характер травдетского мы травматизма Бытовой - Ожоги - Переломы - Повреждения связочного аппарата локтевого сустава - ушибы - падения - повреждения острыми предметами термическое воздействие - укусы животных Уличный переломы, (связанный ушибы с транспор- головного мозга, том) тяжелые ожоги Уличный (нетранспортный) Школьный - падения, переломы, ушибы, растяжения, ранения мягких тканей конечностей - падения, ушибы, переломы, ожоги, растяжения Спортивный - ушибы, вывихи, повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потер- Причины травматизма Профилактические мероприятия Неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком; отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки колодцев; недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадках; употребление табака и алкоголя родителями; применение пиротехнических средств; дефекты воспитания дома и отсутствие навыков правильного поведения; бесконтрольное использование столовых, бытовых приборов. Нарушение правил дорожного движения (переход улицы в неположенном месте) - родительское собрание на тему «Профилактика бытового детского травматизма»; - беседы с участковым инспектором ПДН; - посещение учащихся Для выявление социальноопасных, социальнонезащищенных семей; -оценка безопасности домашней среды. -Страхование Нарушение учащимися правил уличного движения; недостаточная освещенность; неисправное состояние уличных покрытий, гололед Нарушение учащимися правил поведения на перемене (в коридорах, рекреациях), на уроках, в столовой, при проведении внеклассных мероприятий; Нарушение требований техники безопасности на уроках физики, химии, биологии, информатики; Нарушение инструкций по охране труда при проведении занятий математического, гуманитарного циклов и в начальной школе. Нарушения в организации учебнотренировочных занятий, соревнований; Неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования; -Проведение классных часов по правилам ДД; -Организация и проведение конкурса рисунков «Мы рисуем улицу»; -Оформление стендов, классных уголков по профилактике ДТТ; Беседы с инспектором ГИБДД -Страхование Надзор за детьми и их досугом;освещение улиц и площадей; -Применение песка во время гололеда -Страхование -Создание безопасных условий обучения в ОУ -Страхование - Контроль за организацией учебно - тренировочных занятий, - Технический и санитарногигиенический надзор за тостей, переломы костей, травмы головы, туловища и конечностей Незнание педагогом группы здоровья обучающихся; Слабая физическая подготовленность учащихся (в результате длительного отсутствия на занятиях); Нарушение дисциплины во время учебного процесса; Не выполнение требований безопасности на уроках физической культуры. состоянием спортивного зала, спортивного инвентаря; - Защита от неблагоприятных метеорологических условий при проведении занятий и соревнований на воздухе; - Проведение вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте; Медицинские осмотры учащихся. -Страхование 3. Организация проведения мониторинга по профилактике детского травматизма в образовательной организации 1-й этап. Организационный, включающий в себя выбор целей, выделение объектов мониторинга, определение форм, объема и времени на разработку и реализацию мер по проведению мониторинга, указание уровней (потребителей) использования результатов мониторинга, выбор методов сбора информации, определение решений, принимаемых на основе полученной информации, утверждение задания на проведение мониторинга. 2-й этап. Подготовительный, связанный с разработкой инструментария по сбору информации, с анализом нормативно-правовой базы, с определением выбора и описательных характеристик объекта, с определением способов обработки информации. 3-й этап. Сбор информации в соответствии с разработанным инструментарием (выбранными показателями, позволяющими оценить динамику того или иного критерия). 4-й этап. Анализ и оценка полученных параметров или результатов с целью выявления определенных проблем, систематизация полученной информации для принятия соответствующего решения. 5-й этап. Подготовка предложений для принятия различных управленческих решений в соответствии с уровнем проведения мониторинга, а также написание отчетов и рекомендаций (при необходимости). 4. Критерии эффективности работы по профилактике детского травматизма (для проведения мониторинга работы по данному направлению): 1.Полнота разработанных нормативных правовых документов по проблеме профилактики детского травматизма. Показатели: - Наличие нормативно-правовой базы по проблеме профилактики детского травматизма: приказы, положения, договоры, локальные акты, инструктивные материалы. - Соответствие содержания нормативных правовых документов, предъявляемым к ним требованиям. - Возможность использования разработанных нормативно-правовых документов в других образовательных организациях (возможность трансляции опыта работы). 2.Степень разработанности учебно-методического и научно-методического обеспечения профилактической работы в образовательной организации. Показатели: - Наличие учебно-методических материалов, разработанных и/или апробированных в ходе профилактической работы: программы, активные методы обучения, современные образовательные и воспитательные технологии, направленные на профилактику несчастных случаев и травматизма обучающихся. - Наличие, разработанных научно-методических материалов: методические пособия; методические рекомендации; практические пособия. 3.Влияние изменений, полученных в результате профилактической работы, на уменьшение травм и несчастных случаев в образовательной организации. Показатели: - Уровень обученности навыкам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. - Уровень воспитанности. - Уровень состояния здоровья обучающихся. - Удовлетворенность детей и их родителей безопасными условиями организации образовательного процесса. - Количество травм и несчастных случаев в образовательной организации. 4.Влияние изменений, полученных в результате профилактической работы, на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников. Показатели: - Степень вовлеченности педагогических и руководящих кадров образовательной организации в работу по профилактике детского травматизма. - Удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате этой деятельности. - Повышение профессиональной активности педагогического состава образовательной организации: участие в конкурсах, участие в семинарах, участие в конференциях различного уровня и пр. - Количество проведенных мероприятий на базе образовательной организации по теме: « Профилактика детского травматизма». 5.Информационное сопровождение профилактики детского травматизма. Показатели: - Наличие публикаций по теме: « Профилактика детского травматизма» в научно-методических журналах. - Наличие публикаций (репортажей) по вопросам профилактики детского травматизма в СМИ. - Отражение результатов работы по профилактике детского травматизма на сайте образовательной организации. - Наличие аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований, выявляющих результативность (эффективность) профилактики детского травматизма в образовательной организации.