Рабочая программа Родной язык 5 класс на 2022-2023г

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Улан-Удэ

Соглосовано
на заседании МО
протокол № 7 от « 15» 06 2022г.
Руководитель МО Л.С. Алексеева

Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ №9»
___________В.В.И
ванов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)
5 КЛАСС на 2022-2023 уч год

УЧИТЕЛЬ:

Егорова И.Б.

Нормативная база рабочей программы

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021
г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101)
(далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Рабочая программа по родному (русскому языку) для 5 класса составлена на
основании следующих нормативных документов:

Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Минобразования и науки РФ 17 декабря 2010 г. N 1897, с
изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.

Примерной основной образовательной программы основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
«Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.»

Положения «О рабочей программе учебного предмета по ФГОС НОО, ООО, СОО
МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.»

Учебного плана МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза
Соломенникова Е.И.» на 2021-2022 учебный год,
 Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в
образовательном
процессе
в
образовательных
учреждениях,
реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию на текущий учебный год (утвержден приказом Министерства просвещения
РФ от 28 декабря 2018 г. N 345", с изменениями от 18.05.2020 (приказ N 249)
 Авторской программы по русскому родному языку для 5-9 классов (авторы
Александрова О.М., Загоровская О.В., Вербицкая Л.А., Богданов С. И.). - М.:
Просвещение, 2018г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О
внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся"
- Концепция преподавания учебного курса «Родной (русский) язык» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы. Утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской
Федерации протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн

Планируемые результаты освоения учебного предмета «родной язык»
Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах
воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в
приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии
национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о
лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного
языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и
оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах (интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности
продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и

организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование
компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений,
способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные
этнокультурные
традиции;
эстетическое,
эмоционально-ценностное
видение
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и
ресурсы для решения задачи и достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;

 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
результата;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
 излагать полученную информацию;
 подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 определять идею текста;
 преобразовывать текст;
 оценивать содержание и форму текста.
3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные

работы.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска.

Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых
речевых средств;
 использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные
ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем,
сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные

ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной
форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных
конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы.
В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности.
В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в
ситуациях неопределенности.
Предметные результаты
1. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения
и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми
в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3. использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4. расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5. формирование навыков проведения различных видов анализа
слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста;
6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании
устных
и
письменных
высказываний;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
8. формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Ученик научится:
 взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;












понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей
личности в процессе
образования
и
самообразования;
использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа
текста;
использовать в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка,
основные
нормы
родного
языка
(орфоэпические,
лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого
этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
воспринимать родную литературу как одну из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на
основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,
российской и мировой культуры;

Ученик получит возможность научиться:
 систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных
единиц и грамматических категорий родного языка;
 использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в
речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
 ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
 аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать
в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
 понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
 овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста
от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.

Содержание учебного предмета «родной язык (русский)»
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в
жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к
родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека.
Русский язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с
национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.),
народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель,
цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна
девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная,
Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных
сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных
сказок, источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого
общения (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в
сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой,
с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных
ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта,
наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.
Загадки. Метафоричность русской загадки.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркер смысла слова: пАрить — парИть, рОжки —
рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная,
же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.).Произносительные варианты на
уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Синонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления
синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности
употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые,
стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые
ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и лексических омонимов в
речи.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как
строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и
богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы
тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба,
извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»,
5 КЛАСС, авт. учебника.: Александрова О., Загоровская О., Богданов С.
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к
родному языку, отношения к языку как общенародной ценности; развитие и
совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение
словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения
художественных
произведений;
постижение
языковых
способов
создания
художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения
собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных
навыков и умений.
№

Раздел

1.

Раздел 1. Язык 1
и культура (5
ч).

Русский язык – национальный язык русского
народа. Роль родного языка в жизни человека.
Русский язык в жизни общества и государства.
Бережное отношение к родному языку как одно из
необходимых качеств современного культурного
человека. Русский язык – язык русской
художественной литературы. Язык как зеркало
национальной культуры. Слово как хранилище
материальной и духовной культуры народа.

1

Слова, обозначающие предметы и явления
традиционного русского быта, слова с национальнокультурным компонентом значения, народнопоэтические
символы,
народно-поэтические
эпитеты, прецедентные имена в русских народных и
литературных сказках, народных песнях, былинах,
художественной литературе.

1

Крылатые слова и выражения из русских
народных и литературных сказок, источники,
значение и употребление в современных
ситуациях
речевого
общения,
источники,
значение и употребление в современных ситуациях
речевого общения.

1

Русские пословицы и поговорки как воплощение
опыта, наблюдений, оценок, народного ума и
особенностей национальной культуры народа.

1

Загадки. Метафоричность русской загадки.

2.

Количеств Темы
о часов

Раздел
2. 1
Культура речи (8
час).

Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. Понятие о
варианте нормы. Равноправные и допустимые
варианты произношения. Нерекомендуемые и
неправильные
варианты
произношения.
Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

1

Постоянное и подвижное ударение в именах
существительных;
именах
прилагательных,

глаголах.

3.

1

Омографы: ударение как маркер смысла слова

1

Произносительные варианты орфоэпической нормы:

1

Роль звукописи в художественном тексте.

1

Основные лексические нормы современного
русского литературного языка. Основные нормы
словоупотребления: правильность выбора слова,
максимально соответствующего обозначаемому им
предмету или явлению реальной действительности.

1

Синонимы
и
точность
речи.
Смысловые,
стилистические
особенности
употребления
синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые,
стилистические
особенности
употребления
антонимов.

1

Лексические
омонимы
и
точность
речи.
Смысловые,
стилистические
особенности
употребления лексических омонимов. Типичные
речевые ошибки, связанные с употреблением
синонимов, антонимов и лексических омонимов в
речи.

Раздел 3. Речь. 1
Речевая
деятельность.
Текст (4 ч)

Текст как единица языка и речи. Текст и его
основные
признаки.
Как
строится
текст.
Композиционные формы описания, повествования,
рассуждения. Повествование как тип речи.

ИТОГО

1

Средства связи предложений и частей текста.

1

Язык и речь. Точность и логичность речи.
Выразительность, чистота и богатство речи.
Средства выразительной устной речи (тон, тембр,
темп),
способы
тренировки
(скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

1

Функциональные
разновидности
языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры
разговорной речи. Официально-деловой стиль.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)22-30-68, +7(3012)22-23-59

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».