Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Улан-Удэ Соглосовано на заседании МО протокол № 7 от « 15» 06 2022г. Руководитель МО Л.С. Алексеева Утверждаю Директор МАОУ «СОШ №9» ___________В.В.Иванов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС учитель: Егорова И.Б. 2022-2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОСООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языкаи литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовногооблика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место вэмоциональном,интеллектуальномиэстетическомразвитииобучающихся,встановленииосновихмиропо ниманияи национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведенияявляются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретациявозможнылишьприсоответствующейэмоциональноэстетическойреакциичитателя,котораязависитот возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного ичитательскогоопыта. Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной изарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национальнокультурныхценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения котечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности кдиалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых науроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре. Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать иинтерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания,реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций;сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств ;формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языкана основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высокихобразцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть,владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументировано отстаивая свою. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.Предмет«Литература»преемственен по отношению к предмету «Литературноечтение». В 5классе на изучение предмета отводится 3часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитана на 102 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Мифология Мифы народов России мира. Фольклор Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх). Литература первой половины XIX века И.А.Крылов. Басни(три по выбору).Например,«Волк на псарне»,«Листы и Корни»,«Свинья под Дубом»,«Квартет», «Осёл и Соловей»,«Ворона и Лисица». А.С.Пушкин .Стихотворения (не менее трёх).«Зимнее утро», «Зимний вечер»,«Няне»и др.«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М.Ю.Лермонтов.Стихотворение«Бородино». Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Литература второй половины XIX века .И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз,Красныйнос» (фрагмент). Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Литература XIX—ХХ веков Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И.Тютчева,А.А.Фета,И.А.Бунина,А.А.Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова .Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков А.П.Чехов(два рассказа по выбору).Например,«Лошадиная фамилия»,«Мальчики»,«Хирургия» и др. М.М.Зощенко(два рассказа по выбору).Например,«Галоша»,«Лёля и Минька»,«Ёлка», «Золотые слова»,«Встреча» и др. Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И.Куприна,М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского. А.П.Платонов.Рассказы(одинповыбору).Например,«Корова»,«Никита»идр. В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Литература XX—XXI веков Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П.Катаев.«Сын полка» и др. Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г.Алексина,В.П.Астафьева,В.К.Железникова,Ю.Я.Яковлева,Ю.И.Коваля,А.А.Гиваргизова,М. С. Аромштам ,Н.Ю. Абгарян. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей(одно по выбору).Например, К.Булычёв.«Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др.(главы по выбору). Литература народов Российской Федерации Стихотворения(одно по выбору).Например,Р.Г.Гамзатов. «Песня соловья»;М.Карим.«Эту песню мать мне пела». Зарубежнаялитература Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору). Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору).Например, М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору);Дж.Лондон.«Сказание о Кише»;Р.Брэдбери. Рассказы.Например,«Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др. Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э.Сетон-Томпсон.«Королевская аналостанка»;Дж.Даррелл.«Говорящий свёрток»;Дж.Лондон. «Белый клык»;Дж.Р.Киплинг.«Маугли»,«Рикки-Тикки-Тави» и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общегообразования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии страдиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормамиповедения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формированиявнутреннейпозиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общегообразования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивныхценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализацииосновныхнаправленийвоспитательной деятельности,втом числевчасти: Гражданского воспитания: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,свободи законных интересовдругих людей; — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; — неприятие любых форм экстремизма ,дискриминации; — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; — представление о способах противодействия коррупции; — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию ивзаимопомощи,втом числе сопорой на примеры излитературы; — активноеучастиевшкольномсамоуправлении; — готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям ,нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории ,культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; — уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природномунаследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращаявниманиена их воплощение влитературе. Духовно-нравственноговоспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкойповеденияи поступковперсонажей литературных произведений; — готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; — активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; — осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; — стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраиваядальнейшиецели; — умениеприниматьсебяидругих,неосуждая; — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры излитературныхпроизведений; — уметьуправлятьсобственнымэмоциональнымсостоянием; — сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же правадругогочеловека с оценкойпоступковлитературных героев. Трудового воспитания: — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать ,планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; — готовность адаптироваться в профессиональной среде; — уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач вобласти окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий дляокружающейсреды; — повышение уровня экологической экологическихпроблеми путей их решения; культуры, осознание глобального характера — активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числесформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающимиэкологическиепроблемы; — осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,технологическойи социальной сред; — готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; — овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; — овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; — установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; — изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; — потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; — в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; — анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; — оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду ,достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; — способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; — воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; — оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; — формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные учебные познавательные действия: 1) Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса); — устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературныеобъекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; — с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; — предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; — выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; — делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — формулировать гипотезы об их взаимосвязях; — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия: — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение — проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; — оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; — владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. 3) Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею ,версию)в различных информационных источниках; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; — эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Универсальные учебные коммуникативные действия: 1) Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; — распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; — выражать себя (свою точку зрения ) в устных и письменных текстах; — понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: — использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) ииндивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; — принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — уметь обобщать мнения нескольких людей; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); — выполнять свою часть работы ,достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; — участниками взаимодействия на литературных занятиях; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные учебные регулятивные действия: 1) Самоорганизация: — выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; — ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); — самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; — делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: — владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; — учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения (недостижения )результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональныйинтеллект: — Развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; — Выявлять и анализировать причины эмоций; — ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; — регулировать способ выражения своих эмоций; 4) Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; — проявлять открытость себе и другим; — осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ 1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании и любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации; 2) понимать, что литература—это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического; 3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения: — определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; — понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика;сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей;портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм ; рифма; — сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей; — сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся); 4) выразительно читать ,в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений ,невыученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся); 5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ ,отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; 6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся); 7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся); 8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы; 9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития; 10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков; 11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся); 12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименованиеразделовитемпрограммы Количествочасов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные(ци фровые)образова тельные ресурсы Выражать личноеотношение ккниге Устныйопрос; Resh.edu.ru Раздел1.Мифология 1.1. Внеклассное чтение 1 0 0 02.09.2022 1.2. Мифы народов Россииимира 3 0 0 07.09.2022 Определять 08.09.2022 иформулировать тему .09.09.2022 иосновную мысльпрочитанныхми фов; Устныйопрос; Resh.edu.ru Итого по разделу 4 Раздел2.Фольклор 2.1. Малые жанры:пословицы,поговорки,загадки 2 0 0 14.09.2022 15.09.2022 Отличатьпословицыот поговорок; Устныйопрос; Resh.edu.ru 2.2. Развитие речи 1 0 0 16.09.2022 Уметь сочинять иразгадыватьзагадки ; Письиенный контроль Resh.edu.ru 2.3. Сказки народов России и народов мира 5 0 0 21.09.2022 Характеризовать 22.09.2022, героевсказок, 23.09.2022 оценивать ихпоступки; 28.09.2022 29.09.2022, Устныйопрос; Resh.edu.ru 2.4. Внеклассное чтение 1 0 0 30.09.2022 Выражать личное отношение к книге Самооценка сиспользование м «Оценочного листа»; Resh.edu.ru Устныйопрос; Resh.edu.ru Итого по разделу 9 Раздел3.Литератур апервой половины XIX века 3.1. И.А.Крылов.Басни(триповыбору).«Волкнапсарне»,«Листы и Корни»,«Свинья под Дубом», «Квартет»,«ОсёлиСоловей»,«Ворон аи Лисица» 4 0 0 05.,10.2022 ,06.10.2022 ,07.10.2022 ,12.10.2022 Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни; 3.2. Развитие речи 1 0 0 13.10.2022. Писать развёрнутый ответ Письменный на вопрос контроль Resh.edu.ru 3.3. А.С.Пушкин.Стихотворения(неменеетрёх).«Зимнееутро»,«Зимнийвечер»,«Няне»идр.«Ска зка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 6 0 0 14.10,19.10 ,20.10,21.1 0,26.10,27. 10.2022 3.4. М.Ю.Лермонтов.Стихотворение«Бородино» 2 0 0 3.5. Н.В.Гоголь.Повесть«Ночь перед Рождеством» 2 0 3.6. Внеклассное чтение 1 Итого по разделу Выявлять средствахудожественной изобразительности влирическихпроизведени ях (эпитет,метафору, олицетворение,сравнение ); Определять идейнотематическое содержаниесказкиА.С.Пу шкина; Устныйопрос; Resh.edu.ru 28.10,09.11 Выявлять .2022 жанровыепризнаки и средствахудожественнойи зобразительности впроизведении (эпитет,олицетворение, сравнение,метафора); Письменный контроль; Resh.edu.ru 0 10.11,11.11 Выделять ключевые .2022 эпизоды в тексте произведения; Устныйопрос; Resh.edu.ru 0 0 16.11.2022 Устныйопрос; Resh.edu.ru Выражать личное отношение к книге 16 Раздел4.Литература второй половины XIX века 4.1. И.С.Тургенев.Рассказ«Муму» 5 1 0 17.1,18.11, Характеризовать главных 23.11,24.11 героев рассказа; ,25.11.2022 Письменный контроль; Resh.edu.ru 4.2. Развитиеречи 1 1 0 30.11..2022 Писать сочинение по содержанию рассказа Письменный контроль; Resh.edu.ru 4.3. Н.А.Некрасов.Стихотворения(неменеедвух).«Крестьянскиедети».«Школьник».Поэма«Мороз,Красн ый нос»(фрагмент) 3 0 0 01.12,02.12 Характеризовать ,07.12..202 главныхгероев, 2 лирического героя(автора); Письменный контроль; Resh.edu.ru 4.4. Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» 5 0 0 08.12,09.12 ,14.12,15.1 2,16.12..20 22 Составлять сравнительную характеристику Жилина и Костылина; Письменный контроль; Resh.edu.ru 4.5. Внеклассное чтение 1 0 0 21.12.2022 Выражать личное отношение к книге Устныйопрос; Resh.edu.ru Письменный контроль; Resh.edu.ru Устный опрос Resh.edu.ru Итого по разделу 15 Раздел5.ЛитератураXIX—ХХвеков 5.1. Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека сРодиной(неменеепяти).Например,стихотворенияА.К.Толстого,Ф.И.Тютчева,А.А.Фета,И.А.Бунина, А.А.Блока,С.А.Есенина,Н.М.Рубцова,Ю.П.Кузнецова 4 0 0 22.12,23.12 Выражать личное ,28.12,29.1 читательское отношение к 2..2022 прочитанному; 5.2. Развитие речи 1 0 0 11.01.2023 Читатьнаизустьодноизс тихотворений 5.3. ЮмористическиерассказыотечественныхписателейXIX— XXвеков.А.П.Чехов(дварассказаповыбору).Например,«Лошадинаяфамилия»,«Мальчики»,«Хирурги я»идр. 2 0 0 12.01,13.01 Выявлять ..2023 детали,создающие комическийэффект; Письменный контроль; Resh.edu.ru 5.4. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотыеслова»,«Встреча»идр. 2 0 0 18.01,19.01 Характеризовать .2023 героеврассказа; Письменный контроль; Resh.edu.ru 5.5. Произведенияотечественнойлитературыоприродеиживотных(неменеетрёх).Например,произведения А.И.Куприна,М.М.Пришвина,К.Г.Паустовского 4 0 0 20.01,25.01 Определять сюжет ,26.01,27.0 итематическое 1.2023 своеобразиепроизведения ; Устныйопрос; Resh.edu.ru 5.6. А.П.Платонов.Рассказы(одинповыбору).На пример,«Корова»,«Никита»идр. 2 0 0 01.02,02.02 Давать развёрнутый ответ .2023 на вопрос, связанный сознанием и пониманием литературногопроизведен ия; Письменный контроль; Resh.edu.ru 5.7. Развитие речи 1 0 0 03.02..2023 Писать сочинениепо рассказу Письменный контроль; Resh.edu.ru 5.8. В.П.Астафьев.Рассказ«Васюткиноозеро» 2 0 0 08.02,09.02 Определять характер ..2023 главного героя, его взаимоотношение с природой; Устный опрос Resh.edu.ru 5.9. Развитие речи 1 0 0 10.02..2023 Выражать личное отношение к книге Письменный контроль; Resh.edu.ru Итого по разделу 19 Раздел6.ЛитератураXX—XXIвеков 6.1. Произведения отечественной прозы на тему«Человекнавойне»(неменеедвух).Например,Л.А.Кассиль.«Дорогиемоимальчиш ки»; Ю.Я.Яковлев.«ДевочкисВасильевскогоострова»;В.П. Катаев.«Сынполка»идр. 3 0 0 15.02,15.02 Анализировать ,17.02.2023 сюжет,тему произведения,определ ять его композиционные особенности; Устныйопрос; Resh.edu.ru 6.2. Внеклассное чтение 1 0 0 22.02..2023 Выражать личное отношение к книге Устныйопрос; Resh.edu.ru 6.3. Произведения отечественныхписателейXIX– XXIвековнатемудетства(неменеедвух).Например,произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В.П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С.Аромштам, Н.Ю.Абгарян,А.В.ЖвалевскогоиЕ.Б.Пастернакидр. 3 0 0 24.02,01.03 Характеризовать ,02.03..202 главныхгероев, 3 составлять ихсловесныйпортрет; Устныйопрос; Resh.edu.ru 6.4. Развитие речи 1 0 0 03.03..2023 Выражать личноеотношениеккниге Письменный контроль; Resh.edu.ru 6.5. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К.Булычёв«Девочка,скоторойничегонеслучится»,«Миллионприключений»(главыповыбору)идр. 2 0 0 09.03,10.03 Характеризовать ..2023 главныхгероев,основныес обытия; Устныйопрос; Resh.edu.ru 6.6. Внеклассноечтение 1 0 0 15.03..2023 Выражать личное отношение к книге Устныйопрос; Resh.edu.ru Итого по разделу Раздел7.Литература народов РоссийскойФедерации 11 7.1. Стихотворения(одноповыбору). Например,Р.Г.Гамзатов.«Песнясоловья»;М.Карим.«Этупеснюматьмнепела» 1 0 0 16.03..2023 Выразительночитатьиа нализироватьпоэтичес кийтекст; 7.2. Развитиеречи 1 0 0 17.03.2023 Итогопоразделу Выражать личноеотношениеккниге Устныйопрос; Resh.edu.ru Письменный контроль Resh.edu.ru 2 Раздел8.Зарубежнаялитература 8.1. Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору).Например,«Снежнаякоролева»,«Соловей» 2 0 0 22.03,23.03 Определять ..2023 сюжет,композицио нные ихудожественныео собенностипроизве дения; Письменный контроль; Resh.edu.ru 8.2. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса вСтранеЧудес»(главы);Дж.Р.Р.Толкин.«Хоббит,илиТудаиобратно»(главы)идр. 2 0 0 24.03,05.04 Рассуждатьогерояхип .2023 роблематикепроизвед ения,обосновывать своисуждения с опорой натекст; Устныйопрос; Resh.edu.ru 8.3. Зарубежная проза о детях и подростках(два произведения по выбору).Например,М.Твен. «ПриключенияТомаСойера»(главы);Дж.Лондон.«СказаниеоКише»;Р.Брэдбери.Рассказы.Например,« Каникулы»,«Звукбегущихног»,«Зелёноеутро»идр. 1 0 0 06.04..2023 Характеризовать главныхгероев, составлять ихсловесныепортреты; Устныйопрос; Resh.edu.ru 8.4. Зарубежная приключенческая проза(два произведения по выбору). Например,Р.Л.Стивенсон.«Островсокровищ»,«Чёрнаястрела»(главыповыбору)идр. 1 0 0 07.04..2023 Читать литературноепроизведени е,отвечатьнавопросы; Устныйопрос; Resh.edu.ru 8.5. Зарубежнаяпрозаоживотных(одно-двапроизведенияповыбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящийсвёрток»;Дж.Лондон.«БелыйКлык»;Дж.Р.Киплинг.«Маугли»,«Рикки-ТиккиТави» 2 1 0 12.04,13.04 Отвечать на ..2023 вопросы,самостоятельноф ормулировать вопросы,пересказывать содержаниепроизведения илиотдельныхглав; Письменный контроль; Resh.edu.ru 8.6. Внеклассное чтение 1 0 0 14.04.2023 Выражать личноеотношениеккниге Устныйопрос; Resh.edu.ru 0 0 19.04,20.04 Контрольное тестирование .2023 Контрольная работа; Resh.edu.ru 3 0 Итогопоразделу 9 Раздел9.Итоговый контроль 9.1. Итоговые контрольные работы 2 Итого по разделу 2 Резервное время 15 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов Дата изучения Виды, формы контроля всего контрол практич ьные еские работы работы 1 0 0 02.09..2022 Устный опрос; 2 0 0 07..09,08..09..2 Устный опрос; 022 4 Сказка как особый жанр фольклора. 1 Русские народные сказки. Жанры народных сказок. 0 0 09.09..2022 Устный опрос; 5 «Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой. 1 0 0 14.09.2022 Устный опрос; 6 «Царевна – лягушка». Образ Ивана-Царевича. 1 0 0 15.09..2022 Устный опрос; 7 "Иван - крестьянский сын и чудо - юдо" - волшебная 1 сказка героического содержания. 0 0 16.09.2022 Устный опрос; 8 "Иван - крестьянский сын и чудо - юдо". Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. 1 0 0 21.09..05.2022 Устный опрос; 9 Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка "Солдатская шинель". 1 0 0 22.09..2022 Устный опрос; 10 Р/р Составление волшебной сказки 1 11 В.Ч Мои любимые сказки. 1 12-13 «Повесть временных лет» как литературный 2 памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Русские летописи. ПРОЕКТ Электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей». 0 0 0 0 0 0 23.09.2022 Устный опрос; 28.09..2022 Устный опрос; 29.09,30.09..20 Контрольная 22 работа; 14 М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...» 1 0 0 05.10..2022 Зачет; 15 Роды и жанры литературы. 1 0 0 06.10..2022 Устный опрос 16 И.А. Крылов. 1 Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий 0 0 07.10..2022 Устный опрос; 17 Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья1 под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях 0 0 12.10..2022 Устный опрос 1 2-3 Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. 18 Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне 1 0 0 13.10..2022 Письменный контроль 19 ВЧ Басенный мир Ивана Андреевича Крылова ПРОЕКТ Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях» 1 0 0 14.10..2022 2 0 0 19..1,20.10..20 Устный опрос; 22 21.10..2022 Письменный контроль; 26.10.2022 Устный опрос 20-21 В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» Устный опрос 22 Баллада В.А. Жуковского «Кубок» 1 0 0 23 А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы. 1 Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила». 0 0 24-25 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи 2 богатырях». Борьба добрых и злых сил 26 Р/р Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А.1 Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина 0 0 0 0 Р/р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. 1 0 0 11.11.2022 Письменный контроль 28-29 Русская литературная сказка. 2 Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достовернореальное в сказке. Мир детства в изображении писателя. 0 0 12.11,16.11.20 Устный опрос 22 27 27.10,28.10..20 Зачет; 22 10.11.2022 Письменный контроль 30 ВЧ. Писатели-сказочники и их герои. В.М. Гаршин. Сказка «Attaleaprinceps». П. П. Ершов «Конёк-Горбунок». 1 0 0 17.11..2022 Самооценка с использованием«О ценочного листа»; 31 М.Ю. Лермонтов.Слово о поэте.Стихотворение 1 «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. Художественные особенности стихотворения М.Ю. 1 Лермонтова «Бородино». Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником 1 «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». 0 0 18.11.2022 Устный опрос 0 0 23.11..2022 Устный опрос; 0 0 24.112022 34 «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете повести. 1 0 0 25.11.2022 Контрольная работа; 35 ВЧ. Урок-презентация повестей сборника «Вечера 1 на хуторе близ Диканьки» ПРОЕКТ Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях». 0 0 30.11.2022 Устный опрос 36 Н.А. Некрасов. Слово о поэте. 1 «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» 0 0 01.12.2022 Устный опрос 32 33 Письменный контроль; 37 Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» 1 0 0 02.12..2022 Устный опрос; 38 И.С. Тургенев. Слово о писателе. 1 История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. 0 0 07.12..2022 Устный опрос; 39 Герасим - «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. 1 0 0 08.12..2022 Самооценка с использованием«О ценочного листа»; 40 Герасим и Муму. Счастливый год. 1 0 0 09.12..2022 Устный опрос; 41 Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества. 1 0 0 14.12..2022 Устный опрос; 42 Р/р Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму». 1 0 0 15.12..2022 Письменный контроль; 43 Контрольная работа 1 ПРОЕКТ «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму»». 1 0 44 А. А. Фет. Слово о поэте. «Чудные картины» А.А. Фета. Стихотворение «Весенний дождь». 1 0 0 45 Контрольное тестирование за первое полугодие 1 1 0 46 Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Протест против национальной вражды. Сюжет рассказа. 1 0 0 23.12.2022 Устный опрос 47 Жилин и Костылин - два разных характера, две1 разные судьбы. Обучение сравнительной характеристике героев. 0 0 28.12..2022 Письменный контроль 48 Тема дружбы в рассказе. 1 0 0 29.12..2022 Устный опрос; 49 Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия1 рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения. 0 0 11.01.2023 Тестирование; 50 Р/р. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский 1 пленник». Темы сочинений: 1. «Жилин и Костылин: разные судьбы». 2. «Друзья и враги Жилина». 0 0 12.01.2023 Письменный контроль 1 0 0 13.01..2023 Самооценка с использованием«Оц еночного листа»; ВЧ. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство 1 их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте. 0 0 18.01.2023 Устный опрос; 51-52 А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия». Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия". 53 16.12.2022 Контрольная работа; 21.12..2022 Устный опрос; 22.12.2022 Письменный контроль; 54 Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев. Образ лета. И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев. А.Н. Майков, И.З. Суриков - средства создания образов родной природы. ПРОЕКТ альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях». 1 0 0 19.01..2023 Устный опрос; 55 Р/р. Обучение домашнему сочинению по анализу 1 лирического текста (по русской поэзии XIX века) «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» 0 0 20.01..2023 Письменный контроль; 56 ВЧ. Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». 1 0 0 25.01.2023 Устный опрос 57 И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы». 1 Человек и природа в рассказе. 0 0 26.01.2023 Устный опрос 58 В.Г. Короленко. Слово о писателе. 1 «В дурном обществе». Описание городка КняжьеВено. Портрет как средство изображения героев. 0 0 27.01..2023 Зачет; 59 Сюжет и композиция повести. Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко. 1 0 0 01.02.2023 Устный опрос; 60 Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. 1 0 0 02.02.2023 Устный опрос 61 Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением. 1 0 0 03.02..2023 Письменный контроль 62 ВЧ А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель». 1 0 0 08.02..2023 Устный опрос 63-64 С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый 2 дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» Образ родного дома в стихах. Защита проектов «Иллюстрации к стихотворениям С.А.Есенина». 0 0 65 П.П. Бажов.Рассказ о жизни и творчестве писателя. 1 Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. 0 0 66 Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Образ 1 Хозяйки Медной горы. 0 0 67 ВЧ «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. 1 0 0 68 К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Сказка «Теплый хлеб». Герои и их поступки. Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения. 1 0 0 09.02.,10.02..2 Самооценка с 023 использованием«Оц еночного листа»; 15.02.2023 Устный опрос; 16.02.2023 Устный опрос; 17.02..2023 Письменный контроль; 22.02..2023 Устный опрос 69 К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». "Природа 1 и человек в произведении. 0 0 24.02..2023 Устный опрос 70 ВЧ Сказки К. Г. Паустовского. 1 0 0 01.03..2023 Устный опрос 71 С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». 1 Драма как род литературы. 0 0 02.03..2023 Устный опрос 72 Положительные и отрицательные герои в пьесесказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 1 0 0 03.03..2023 Устный опрос 73 Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- 1 сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький 1 мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». 0 0 09.03..2023 Письменный контроль 0 0 10.03..2023 Устный опрос 75 Тема человеческого труда в рассказе «Никита». 1 0 0 15.03.2023 Самооценка с использованием«Оц еночного листа»; 76 В.П Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. 1 0 0 16.03..2023 Устный опрос 77 Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева 1 «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа. 0 0 17.03..2023 Устный опрос; 78 Р/р Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких 1 не любит». 0 0 22.03..2023 Письменный контроль; 79 К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война. 1 0 0 24.03.2023 Устный опрос 80 А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста».1 Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. 0 0 05.04..2023 Зачет; 81 Р/р Великая Отечественная война в жизни моей семьи. 1 0 0 06.04..2023 Письменный контроль 82 Стихотворение И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» 1 0 0 07.04..2023 Устный опрос 83 Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А. 1 Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в Н.М. Рубцов. «Родная деревня». Дон - Аминадо. 1 «Города и годы». 0 0 0 0 85-86 Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-2 Робинзон». Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме. РР мини-сочинение «В роли какого литературного героя я могу себя представить». 0 0 74 84 12.04..2023 Устный опрос 13.04.2023 Самооценка с использованием«Оц еночного листа»; 14.04.,19.04..2 Устный опрос 023 87 ВЧ. Н. А. Тэффи. "Валя". 1 0 0 20.04..2023 Устный опрос; 88 Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый1 мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. 0 0 21.04..2023 Письменный контроль; 89-90 Даниель Дефо. Слово о писателе. «Робинзон2 Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. 0 0 26.04,27.04..20 Устный опрос 23 28.04..2023 91 Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. 1 0 0 92 Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини. 1 0 0 93 Истории четвёртая и пятая. 1 0 0 94 Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и 1 дружбы над злом. 0 0 05.05.2023 Устный опрос 95 Р/р Сказки Х.- К. Андерсена 1 0 0 10.05..2023 Письменный контроль 96 Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома 1 Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. 0 0 11.05.2023 Устный опрос 97 Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. 1 Том и Гек в романе М. Твена. 0 0 12.05.2023 Устный опрос; 98 ВЧ Жорж Санд «О чем говорят цветы». 1 0 0 17.05..2023 Письменный контроль; 99 Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово 1 о писателе). «Сказание о Кише». 0 0 18.05.2023 Устный 100 Нравственное взросление героя рассказа. 1 0 0 19.05..2023 Зачет; 101- КР Контрольное тестирование за второе полугодие 2 102 Анализ контрольного тестирования. 1 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 0 102 Устный опрос 03.05.2023 Устный опрос 04.05..2023 Устный опрос контроль 24.05.,25.05.20 Контрольная 23 работа УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство«Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2019. 2. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2020. 3. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2019. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Resh.e https://prosv.ru/_data/assistance/113/b24c28d1-4eee-11db-9da7-00304874af64. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Интерактивная доска Персональный компьютер ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Наглядные материалы