Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Улан-Удэ
Соглосовано
на заседании МО
протокол № 7 от « 15» 06 2022г.
Руководитель МО Б.Б.Аюшеева
Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ №9»
___________ В.В.Иванов
РАБОЧАЯПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительноеискусство»
для1класса
начального
общего
образования на 2022-2023учебный год
Составитель:ДамбиеваЛюдмилаС
учительначальныхклассов
Улан-Удэ2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочаяпрограммапоизобразительномуискусствудляобучающихся1классанауровненачального
общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования.
Содержаниепрограммыраспределенопомодулямсучётомпроверяемыхтребованийкрезультатам
освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественнойкультуры
учащихся,развитиихудожественно-образногомышленияиэстетического
отношения к явлениям действительности путём освоения начальныхоснов художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподаваниепредметанаправленонаразвитиедуховнойкультуры
учащихся,формирование
активной эстетической позиции поотношению кдействительностии произведениям искусства,
понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств
(собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладныеинародныевидыискусства,архитектуруи
дизайн.Особоевниманиеуделено
развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию
зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся
начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества,
умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания,
художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем.
Такаярефлексиядетскоготворчестваимеетпозитивныйобучающийхарактер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории
отечественнойкультуры,выраженнойвеёархитектуре,изобразительномискусстве,внациональных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебныетемы,связанныесвосприятием,могут бытьреализованыкакотдельныеуроки,но чаще всего
следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при
сохраненииучебноговременинавосприятиепроизведенийискусстваиэстетическогонаблюдения
окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и
техническидоступнымразнообразиемхудожественныхматериалов.
Практическаяхудожественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебноговремени. При опоре на
восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется
прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения
художественно-творческих задач.
Рабочаяпрограммаучитываетпсихолого-возрастныеособенностиразвитиядетей7—8лет,приэтом
содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как
для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В
урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом
формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕИСКУССТВО»ВУЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ВсоответствиисФедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартомначальногообщего
образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное
искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4
классовпрограммыначальногообщегообразованиявобъёме1чодногоучебного
часавнеделю.
Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение
двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками
образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а
увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству
обученияидостижениюболеевысокогоуровнякакпредметных,
такиличностныхиметапредметных
результатов обучения.
Наизучениеизобразительногоискусствав1классеотводится1часвнеделю,всего33часа.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Модуль«Графика»
Расположениеизображенияналисте.Выборвертикальногоилигоризонтального
зависимости от содержания изображения.
форматалистав
Разныевидылиний.Линейныйрисунок.Графическиематериалыдлялинейногорисункаиих
особенности. Приёмы рисования линией.
Рисованиеснатуры:разные листьяиихформа.
Представлениеопропорциях:короткое—длинное.Развитиенавыкавидениясоотношениячастей целого
(на основе рисунков животных).
Графическоепятно(ахроматическое)ипредставлениео
целостности. Цельная форма и её части.
силуэте.Формированиенавыкавидения
Модуль«Живопись»
Цветкакодноизглавныхсредстввыражениявизобразительномискусстве.
условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Навыкиработыгуашью
в
Триосновныхцвета.Ассоциативныепредставления,связанныескаждымцветом.Навыкисмешения
красок и получение нового цвета.
Эмоциональнаявыразительностьцвета,способывыражениенастроениявизображаемомсюжете.
Живописноеизображениеразныхцветковпопредставлениюивосприятию.Развитиенавыков работы
гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическаякомпозиция«Временагода».Контрастныецветовыесостояниявремёнгода. Живопись
(гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техникамонотипии.Представленияосимметрии.Развитиевоображения.
Модуль«Скульптура»
Изображениевобъёме.Приёмы работыспластилином;дощечка,стек,тряпочка.
Лепказверушекизцельнойформы(черепашки,ёжика,зайчика,птичкиидр.).Приёмы
вдавливания, сгибания, скручивания.
вытягивания,
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных
промыслов(дымковскаяиликаргопольскаяигрушкаилиповыборуучителяс учётомместных промыслов).
Бумажнаяпластика.Овладениепервичнымиприёмаминад-резания,закручивания,складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль«Декоративно-прикладноеискусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).
Эмоционально-эстетическоевосприятиеобъектовдействительности.Ассоциативноесопоставлениес
орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узорыиорнаменты,создаваемыелюдьми,
иразнообразиеихвидов.Орнаментыгеометрическиеи
растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над
изображениембабочкипопредставлению,использованиелиниисимметрииприсоставленииузора
крыльев.
Орнамент,характерныйдляигрушекодногоизнаиболееизвестныхнародныххудожественных
промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Дизайнпредмета:изготовлениенаряднойупаковкипутёмскладываниябумагииаппликации.
Оригами—созданиеигрушкидляновогоднейёлки.Приёмы складываниябумаги.
Модуль«Архитектура»
Наблюдениеразнообразныхархитектурныхзданийвокружающеммире(пофотографиям), обсуждение
особенностей и составных частей зданий.
Освоениеприёмовконструированияизбумаги.Складываниеобъёмныхпростыхгеометрических тел.
Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма
симметрии.
Макетирование(илиаппликация)пространственнойсредысказочногогородаизбумаги,картона
пластилина.
Модуль«Восприятиепроизведенийискусства»
Восприятиепроизведенийдетскоготворчества.Обсуждениесюжетногоиэмоционального
детских работ.
или
содержания
Художественноенаблюдениеокружающегомираприродыипредметнойсредыжизничеловекав
зависимостиот поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматриваниеиллюстрацийдетскойкнигинаосновесодержательныхустановокучителяв
соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной,
написаннойнасказочныйсюжет(произведенияВ.М.Васнецова,М.А.Врубеляидругиеповыбору учителя).
Художникизритель.
Освоениезрительскихуменийнаосновеполучаемыхзнанийитворческих
практическихзадач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опытаучащихся и оценка
эмоционального содержания произведений.
Модуль«Азбукацифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждениевусловияхурокаученическихфотографий,соответствующихизучаемойтеме.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
ВцентрепрограммыпоизобразительномуискусствувсоответствиисФГОСначального образования
находится личностное развитиеобучающихся, приобщение их к российским традиционным
духовным ценностям, а также социализация личности.
Программапризванаобеспечитьдостижениеобучающимисяличностныхрезультатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловыеориентации иустановки,отражающиеиндивидуально-личностныепозиции и
социально значимые личностные качества;
духовно-нравственноеразвитиеобучающихся;
мотивациюкпознаниюиобучению, готовность ксаморазвитиюиактивномуучастиюв социальнозначимой деятельности;
позитивныйопытучастияв творческой деятельности;
интерескпроизведениямискусстваилитературы,построеннымнапринципахнравственностии
гуманизма, уважительногоотношенияи интереса к культурным традициям и творчествусвоего и
других народов.
Патриотическоевоспитаниеосуществляетсячерезосвоениешкольникамисодержаниятрадиций
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительномискусстве.
Урокискусствавоспитываетпатриотизмневдекларативнойформе,
ав
процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о
красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
обществаи созидающих качеств личности, приобщениеобучающихся к ценностям отечественной и
мировойкультуры.Учебныйпредметспособствуетпониманиюособенностейжизниразныхнародов
и
красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия
для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого
человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственноевоспитаниеявляетсястержнемхудожественногоразвитияобучающегося,
приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск
человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают
школьникуобрести социально значимые знания. Развитиетворческихспособностей способствует
ростусамосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых
отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и
низком.Эстетическоевоспитаниеспособствует формированиюценностныхориентацийшкольников в
отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье,
природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенныйинтерес к
жизнилюдей иприроды. Происходит этовпроцессеразвитиянавыковвосприятияихудожественной
рефлексии своихнаблюдений вхудожественно-творческойдеятельности.Навыкиисследовательской
деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природыиеёобразавпроизведенияхискусства.Формированиеэстетическихчувств
способствует
активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по
освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,
пониманиеэстетикитрудовойдеятельности.Важнытакжеумениясотрудничатьсодноклассниками,
работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым
заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладениеуниверсальнымипознавательными действиями
Пространственныепредставленияисенсорныеспособности:
характеризоватьформупредмета,конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находитьассоциативные
связимеждувизуальнымиобразамиразныхформипредметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализироватьпропорциональныеотношениячастейвнутрицелогоипредметовмеждусобой; обобщать
форму составной конструкции;
выявлятьианализироватьритмическиеотношениявпространствеивизображении(визуальном образе)
на установленных основаниях;
абстрагироватьобразреальностиприпостроении плоскойкомпозиции;
соотноситьтональныеотношения(тёмное—светлое)впространственныхиплоскостныхобъектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
средеиплоскостномизображении.
Базовыелогическиеиисследовательскиедействия:
проявлятьисследовательские,экспериментальныедействиявпроцессеосвоениявыразительных свойств
различных художественных материалов;
проявлятьтворческиеэкспериментальныедействиявпроцессесамостоятельноговыполнения
художественных заданий;
проявлятьисследовательскиеианалитическиедействиянаосновеопределённыхучебныхустановок
в
процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского
художественного творчества;
использоватьнаблюдениядляполученияинформацииобособенностяхобъектовисостояния природы,
предметного мира человека, городской среды;
анализироватьиоцениватьспозиций
эстетическихкатегорий
явленияприродыипредметнопространственную среду жизни человека;
формулироватьвыводы,соответствующиеэстетическим,аналитическимидругимучебным установкам
по результатам проведённого наблюдения;
использоватьзнаково-символическиесредствадлясоставленияорнаментовидекоративных
композиций;
классифицироватьпроизведенияискусстваповидами,соответственно,поназначениювжизни людей;
классифицироватьпроизведенияизобразительногоискусствапожанрамвкачествеинструмента анализа
содержания произведений;
ставитьииспользоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания.
Работасинформацией:
использоватьэлектронныеобразовательныересурсы;
уметьработатьсэлектроннымиучебникамииучебнымипособиями;
выбиратьисточникдляполученияинформации:поисковыесистемыИнтернета,цифровые электронные
средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать,интерпретировать,обобщатьисистематизироватьинформацию,представленнуюв
произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельноготовитьинформациюназаданнуюиливыбраннуютемуипредставлятьеёв
различных
видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественныемузеиизарубежныехудожественныемузеи(галереи)наосновеустановокиквестов,
предложенных учителем;
соблюдатьправилаинформационнойбезопасностиприработевсетиИнтернет.
2. Овладениеуниверсальнымикоммуникативными действиями
Обучающиесядолжныовладетьследующимидействиями:
пониматьискусствовкачествеособого языкаобщения —межличностного(автор—зритель), между
поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлятьсвоисужденияссуждениями
участниковобщения,выявляяикорректноотстаиваясвои
позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находитьобщеерешениеиразрешатьконфликты наосновеобщихпозиций иучётаинтересовв процессе
совместной художественной деятельности;
демонстрироватьиобъяснятьрезультатысвоеготворческого,художественногоили исследовательского
опыта;
анализироватьпроизведениядетскогохудожественноготворчестваспозицийихсодержанияив
соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признаватьсвоёичужоеправонаошибку,развиватьсвоиспособностисопереживать,понимать намерения
и переживания свои и других людей;
взаимодействовать,сотрудничатьвпроцессеколлективнойработы,приниматьцельсовместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижениюобщего результата.
3. Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями
Обучающиесядолжныовладетьследующимидействиями:
внимательноотноситьсяивыполнятьучебныезадачи,поставленныеучителем; соблюдать
последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметьорганизовыватьсвоёрабочееместодляпрактическойработы,сохраняяпорядокв окружающем
пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотноситьсвоидействияспланируемымирезультатами,осуществлятьконтрольсвоей деятельности
в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения
содержаниявсоответствии
сПриложением№8кФедеральномугосударственномуобразовательному
стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения
Российской Федерации.
Модуль«Графика»
Осваиватьнавыкиприменениясвойствпростыхграфическихматериаловвсамостоятельной
творческойработевусловиях урока.
Приобретатьпервичныйопытвсозданииграфического
изобразительного языка.
рисунканаосновезнакомствасо
средствами
Приобретатьопытаналитическогонаблюденияформыпредмета,опытобобщенияигеометризации
наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретатьопытсозданиярисункапростого(плоского)предметаснатуры.
Учитьсяанализироватьсоотношенияпропорций,визуальносравниватьпространственные величины.
Приобретатьпервичныезнанияинавыкикомпозиционногорасположенияизображенияналисте.
Уметьвыбиратьвертикальныйилигоризонтальныйформатлистадлявыполнениясоответствующих
задач рисунка.
Восприниматьучебнуюзадачу,поставленнуюучителем,ирешатьеёвсвоейпрактической
художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций
соответствияихпоставленнойучебнойзадаче,спозицийвыраженноговрисункесодержанияи графических
средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль«Живопись»
Осваиватьнавыкиработыкрасками «гуашь»вусловиях урока.
Знатьтриосновныхцвета;обсуждатьиназыватьассоциативныепредставления,которыерождает каждый
цвет.
Осознаватьэмоциональноезвучаниецветаиуметь
жизненных ассоциаций.
формулироватьсвоёмнениесопоройнаопыт
Приобретатьопытэкспериментирования,исследованиярезультатовсмешениякрасокиполучения
нового цвета.
Вести
творческуюработуназаданнуютемусопорой
педагогом.
назрительныевпечатления,организованные
Модуль«Скульптура»
Приобретатьопытаналитического наблюдения, поискавыразительныхобразныхобъёмныхформв
природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваиватьпервичныеприёмылепкиизпластилина,приобретатьпредставленияо
объёмном изображении.
Овладеватьпервичныминавыкамибумагопластики
складывания, надрезания, закручивания и др.
целостнойформе
в
—созданияобъёмныхформизбумагипутёмеё
Модуль«Декоративно-прикладноеискусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в
условияхуроканаосновефотографий);приводитьпримеры,сопоставлятьиискатьассоциации
с
орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различатьвидыорнаментовпоизобразительныммотивам:растительные,геометрические,
анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретатьопытсозданияорнаментальнойдекоративнойкомпозиции(стилизованной:
декоративныйцветокилиптица).
Приобретатьзнанияозначениииназначенииукрашенийвжизнилюдей.
Приобретатьпредставленияоглиняныхигрушкахотечественныхнародныххудожественных промыслов
(дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных
промыслов)иопытпрактическойхудожественнойдеятельностипомотивамигрушкивыбранного
промысла.
Иметьопытисоответствующие возрастунавыкиподготовкииоформленияобщегопраздника.
Модуль«Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в
условияхурока);анализироватьихарактеризоватьособенностиисоставныечастирассматриваемых
зданий.
Осваиватьприёмыконструированияизбумаги,складыванияобъёмныхпростыхгеометрических тел.
Приобретатьопытпространственногомакетирования(сказочныйгород)вформеколлективной игровой
деятельности.
Приобретатьпредставленияоконструктивнойосновелюбого предметаипервичныенавыки анализа
его строения.
Модуль«Восприятиепроизведенийискусства»
Приобретатьумениярассматривать, анализироватьдетскиерисункиспозицийихсодержанияи сюжета,
настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче,
поставленной учителем.
Приобретатьопытэстетического наблюденияприродынаосновеэмоциональныхвпечатленийс учётом
учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретатьопытхудожественногонаблюденияпредметнойсредыжизничеловекавзависимости
поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
от
Осваиватьопытэстетическоговосприятияианалитическогонаблюденияархитектурныхпостроек.
Осваиватьопытэстетического,эмоциональногообщениясостанковойкартиной,пониматьзначение
зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным
сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также
произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога
или А. Матисса).
Осваиватьновыйопытвосприятияхудожественныхиллюстрацийв детскихкнигахиотношенияк ним в
соответствии с учебной установкой.
Модуль«Азбукацифровой графики»
Приобретатьопытсозданияфотографийсцельюэстетическогоицеленаправленногонаблюдения
природы.
Приобретатьопытобсужденияфотографийсточкизрениятого, скакойцельюсделанснимок, насколько
значимо его содержание и какова композиция в кадре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименованиеразделовитемпрограммы
Дата
изучения
Количествочасов
Видыдеятельности
всего контрольныера практическиера
боты
боты
Виды,
формыконтро
ля
Электронные
(цифровые)образовател
ьныересурсы
Модуль1.Восприятиепроизведенийискусства
1.1.
Восприятиедетскихрисунков.Навыкивосприятияпроизведений
детскоготворчестваиформированиезрительскихумений.
1
0
1
01.09.2022 Наблюдать,рассматривать,анализировать
04.09.2022 детскиерисункиспозицийихсодержанияи
сюжета,настроения;
Практическая https://infourok.ru/oработа;
proekte
1.2.
Первыепредставленияокомпозиции:науровнеобразного
восприятия.Представлениеоразличныххудожественныхматериалах.
1
0
1
05.09.2022 Объяснятьрасположениеизображенияналистеи
11.09.2022 выборвертикальногоилигоризонтального
формата;
Объяснять,какимихудожественными
материалами(карандашами,мелками,краскамии
т.д.)сделанрисунок;
Рисовать,выполнитьрисунокнапростую,всем
доступнуютему,например«Весёлое
солнышко»,карандашамиилимелками;
Практическая https://infourok.ru/oработа;
proekte
Итогопомодулю1
2
Модуль2.Графика
2.1.
Разныевидылиний.
1
0
1
12.09.2022 Осваиватьнавыкиработыграфическими
18.09.2022 материалами;
Наблюдатьианализироватьхарактерлиний
вприроде;
Практическая https://infourok.ru/oработа;
proekte
2.2.
Линиивприроде.Ветки(пофотографиям):тонкие—толстые,
порывистые,угловатые,плавныеидр.
1
0
1
19.09.2022 Наблюдатьианализироватьхарактерлинийв
25.09.2022 природе;
Создаватьлинейныйрисунок—упражнениена
разныйхарактерлиний;
Практическая https://infourok.ru/oработа;
proekte
2.3.
Графическиематериалыиихособенности.Приёмырисования
линией.
1
0
1
26.09.2022 Создаватьлинейныйрисунок—упражнениена
30.09.2022 разныйхарактерлиний;
Выполнятьснатурырисуноклистадерева;
Рассматриватьиобсуждатьхарактерформы
листа;
Практическая https://infourok.ru/oработа;
proekte
2.4.
Последовательностьрисунка.
1
0
1
03.10.2022
09.10.2022
Рассматриватьиобсуждатьхарактерформы
листа;
Осваиватьпоследовательностьвыполнения
рисунка;
Приобретатьопытобобщениявидимойформы
предмета;
Анализироватьисравниватьсоотношение
частей,составляющиходноцелое,
рассматриватьизображенияживотныхс
контрастнымипропорциями;
Практическая https://infourok.ru/oработа;
proekte
2.5.
Первичныенавыкиопределенияпропорцийипониманияих
значения.Отодногопятна—«тела»,меняяпропорции«лап»и«шеи»,
получаемрисункиразныхживотных.
1
0
1
10.10.2022
16.10.2022
Анализироватьисравниватьсоотношение
частей,составляющиходноцелое,
рассматриватьизображенияживотныхс
контрастнымипропорциями;
Приобретатьопытвнимательного
аналитическогонаблюдения;
Развиватьнавыкирисованияпопредставлениюи
воображению;
Практическая https://infourok.ru/oработа;
proekte
2.6.
Пятно-силуэт.Превращениеслучайногопятнавизображение
зверушкиилифантастическогозверя.Развитиеобразноговидения и
способностицелостного,обобщённоговидения.Пятнокакоснова
графическогоизображения.
1
0
1
17.10.2022
23.10.2022
ВыполнитьлинейныйрисунокнатемыстиховС.
Я.Маршака,А.Л.Барто,Д.Хармса,С.В.
Михалковаидр.(повыборуучителя)спростым
весёлым,озорнымразвитиемсюжета;
Использоватьграфическоепятнокакоснову
изобразительногообраза;
Практическая
работа;
https://kopilkaurokov.ru/
Итогопомодулю2
6
Модуль3.Живопись
3.1.
Цветкакодноизглавныхсредстввыражениявизобразительном
искусстве.Навыкиработыгуашьювусловияхурока.
1
0
1
24.10.2022
30.10.2022
Осваиватьнавыкиработыгуашьювусловиях
школьногоурока;
Знатьтриосновныхцвета;
Практическая
работа;
https://kopilkaurokov.ru/
3.2.
Триосновныхцвета.Ассоциативныепредставления,связанныес
каждымизцветов.Навыкисмешениякрасокиполучениянового
цвета.
1
0
1
07.11.2022
13.11.2022
Обсуждатьассоциативныепредставления,
связанныескаждымцветом;
Экспериментировать,исследоватьвозможности
смешениякрасок,наложенияцветанацвет,
размыванияцветавпроцессеработынад
разноцветнымковриком;
Практическая
работа;
https://kopilkaurokov.ru/
3.3.
Цветкаквыражениенастроения,душевногосостояния.
1
0
1
14.11.2022 Осознавать
20.11.2022 эмоциональноезвучаниецвета,то,чторазный
цвет «рассказывает» оразномнастроении —
весёлом, задумчивом, грустном идр.;
Объяснять,
как
разное
настроение
героевпередано
художником
виллюстрациях;Выполнить красками рисунок
с весёлым илигрустным настроением;
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
бота;
3.4.
Тематическая
композиция
«Временагода».
Контрастные
цветовыесостояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации
или всмешанной технике.
1
0
1
21.11.2022 Выполнить изображения разных времён
27.11.2022 года;Рассуждать и объяснять, какого цвета
каждоевремя года и почему, как догадаться по
цветуизображений, какое это время года;
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
бота;
3.5.
Техникамонотипии.Представления
осимметрии.Развитиеассоциативного воображения.
1
0
1
28.11.2022 Осваивать
техникумонотипии
для
04.12.2022 развитияживописных
умений
и
воображения;Осваивать
свойства
симметрии;
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
бота;
Итогопомодулю3
5
Модуль4.Скульптура
4.1.
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка,
стек,тряпочка.
1
0
1
05.12.2022 Наблюдать,
воспринимать
11.12.2022 выразительныеобразные объёмы в природе:
на что похожиформы облаков, камней, коряг,
картофелинидр. (в классе на основе
фотографий);Осваиватьпервичныенавык
илепки —изображения в объёме;
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
бота;
4.2.
Лепказверушекизцельнойформы(черепашки,ёжика,зайчикаит.д.).Приём
ы вытягивания,вдавливания,сгибания,скручивания.
1
0
1
12.12.2022 Лепить из целого куска пластилина
18.12.2022 мелкихзверушек
путём
вытягивания,
вдавливания;Овладевать первичныминавыками
работы вобъёмной аппликации и коллаже;
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
бота;
4.3.
Бумажная
пластика.
Овладение
первичными
приёмами 1
надрезания,закручивания,складываниявработенадобъёмнойаппликацией.
0
1
19.12.2022 Осваивать
навыки
объёмной
25.12.2022 аппликации(например, изображение птицы
— хвост,хохолок, крылья на основе простых
приёмовработы с бумагой);
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
бота;
4.4.
Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных
народныххудожественныхпромыслов(дымковская,каргопольскаяигрушк
иили по выбору учителя с учётом местных промыслов).
0
1
26.12.2022 Рассматривать
и
характеризовать Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
31.12.2022 глиняныеигрушкиизвестныхнародныххудожественных бота;
промыслов;
Анализировать
строение
формы,частейипропорцийигрушкивыбранногопромыс
ла;
Итогопомодулю4
Модуль5.Декоративно-прикладноеискусство
1
4
5.1.
Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на
основефотографий).
Эмоционально-эстетическое
восприятие
объектовдействительности.Ассоциативноесопоставлениесорнаментамивп
редметах декоративно-прикладного искусства.
1
0
1
09.01.2023 Рассматривать
и
эстетически
15.01.2023 характеризоватьразличные примеры узоров в
природе (наоснове фотографий);
Приводить
примеры
и
делать
ассоциативныесопоставления с орнаментами
в
предметахдекоративноприкладногоискусства;
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
бота;
5.2.
Представления
о
симметрии
и
наблюдение
её
в
природе.Последовательное ведение работы над изображением
бабочки
попредставлению,использованиелиниисимметрииприсоставленииузорак
рыльев.
1
0
1
16.01.2023 Выполнитьрисунокбабочки,
22.01.2023 украсивузорамиеёкрылья;
Приобретать
опыт
использования
правилсимметрии при выполнении рисунка;
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
бота;
5.3.
Узорыи орнаменты,создаваемые людьми, и разнообразие ихвидов.Орнаменты 1
геометрические и растительные.
0
1
23.01.2023 Рассматривать
и
характеризовать
29.01.2023 примерыхудожественно
выполненных
орнаментов;Определять
в
предложенных
орнаментахмотивы
изображения:
растительные,
геометрические,анималистические;Рассматрива
тьорнаменты в круге, полосе,квадрате в
соответствии с оформляемойпредметной
поверхностью;
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
бота;
5.4.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее
известныхнародных
художественных
промыслов.
Дымковская,
каргопольскаяигрушка или по выбору учителя с учётом местных
промыслов.
1
0
1
30.01.2023 Рассматривать
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
и
характеризовать
05.02.2023 орнамент,украшающийигрушкувыбранногопром
бота;
ысла;Выполнить
на
бумагекрасками
рисунокорнамента
выбранной
игрушки;Выполнитьрисунокигрушки
выбранногохудожественного промысла
или,
предварительнопокрыввылепленнуюигрушкубелилами,
нанестиорнаментына свою игрушку,сделанную по
мотивам народного промысла;
5.5.
Оригами—создание игрушки для новогодней ёлки.Приёмыскладывания
бумаги.
1
0
1
06.02.2023 Осваиватьтехникуоригами,сложениенесложных
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
12.02.2023 фигурок;
бота;
Узнавать
о
работехудожникапо
изготовлениюбытовыхвещей;
5.6.
Приёмыбумагопластики.Сумкаилиупаковкаиеёдекор.
1
0
1
20.02.2023 Осваиватьнавыкиработысбумагой,ножницам
26.02.2023 и,клеем,подручнымиматериалами;
0
1
27.02.2023 Рассматривать
и
сравнивать
различныездания Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
05.03.2023 вокружающем
мире
(по бота;
фотографиям);Анализировать и характеризовать
особенности исоставные части рассматриваемых
зданий;
Итогопомодулю5
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
бота;
6
Модуль6.Архитектура
6.1.
Освоение
приёмов
конструирования
из
бумаги.
Складываниеобъёмных простых геометрических тел. Овладение
приёмамисклеивания деталей, надрезания, вырезания деталей,
использованиеприёмовсимметрии.
1
6.2.
Макетирование (или создание аппликации) пространственной
средысказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Итогопомодулю6
1
0
1
06.03.2023 Выполнить рисунок придуманного дома
12.03.2023 наосновеполученных
впечатлений
(техникаработыможетбытьлюбой,наприме
р спомощью мелких печаток);
Осваивать
приёмы
складывания
объёмныхпростых геометрических телиз
бумаги(параллелепипед, конус, пирамида) в
качествеосновы для домиков;
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
бота;
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
бота;
2
Модуль7.Восприятиепроизведенийискусства
7.1.
Восприятие
произведений
детского
творчества.
Обсуждениесюжетногоиэмоциональногосодержаниядетскихработ.
1
0
1
13.03.2023 Наблюдать,
разглядывать,
19.03.2023 анализироватьдетскиеработыспозиций
ихсодержанияисюжета,настроения,расположен
ия на листе,цветового содержания, соответствия
учебнойзадаче, поставленной учителем;
Приобретать
опыт
эстетического
наблюденияприродынаосновеэмоциональныхвпечат
ленийи с учётом визуальной установки учителя;
7.2.
Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы)
ипредметной среды жизни человека в зависимости от
поставленнойаналитической и эстетической задачинаблюдения
(установки).
1
0
1
20.03.2023 Приобретатьопытхудожественного
Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/
26.03.2023 наблюдения
предметной
средыжизни бота;
человекавзависимости
от
поставленной
аналитической иэстетической задачи (установки);
Осваивать
опыт
восприятия
и
аналитическогонаблюдения
архитектурных
построек;
7.3.
Знакомствосживописнойкартиной.
1
0
1
03.04.2023 Приобретатьопытспециальноорганизованногообщения Практическаяра https://videouroki.net/
09.04.2023 со станковой картиной;
бота;
Осваивать
опыт
эстетического,
эмоциональногообщения со станковой картиной;
7.4.
Художник и зритель. Освоение зрительскихумений наосновеполучаемых
знаний и творческих установок наблюдения.
1
0
1
10.04.2023 Осваивать
Практическаяра https://videouroki.net/
опыт
эстетического,
16.04.2023 эмоциональногообщения
бота;
со
станковой
картиной;Приобретать
опыт
зрительскихумений,
включающихнеобходимые знания, внимание кпозиции
автораи
соотнесение
сличнымжизненным
опытом зрителя;
7.5.
Ассоциациииз
личногоопытаучащихсяиоценка
эмоциональногосодержанияпроизведений.
1
0
1
17.04.2023 Рассказыватьиобсуждатьзрительскиевпечатлен
23.04.2023 ия и мысли;
7.6.
ПроизведенияИ. И.Левитана, А.Г.ВенециановаИ.И.Шишкина,А.А.
Пластова, К. Моне, В. Ван Гогаи другиххудожников(по
выборуучителя) по теме «Времена года»
1
0
1
24.04.2023 Приобретатьопытзрительскихумений,
Практическаяра https://videouroki.net/
30.04.2023 включающихнеобходимые знания, внимание кпозиции бота;
автораи
соотнесение
сличнымжизненным
опытом зрителя;
Итогопомодулю7
6
Практическаяра https://videouroki.net/
бота;
Модуль8.Азбукацифровойграфики
8.1.
8.2.
Фотографирование
мелких
деталей
природы,
нафотографиях ярких зрительных впечатлений.
запечатление
1
Обсуждение
в
условиях
урока
фотографий,соответствующих изучаемой теме.
ученических
1
Итогопомодулю8
2
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ
33
0
1
0
1
0
33
01.05.2023 Приобретать
опыт
07.05.2023 цельюэстетического
наблюденияприроды;
и
фотографирования
с Практическаяра https://videouroki.net/
целенаправленного бота;
08.05.2023 Приобретать опыт обсуждения фотографий
14.05.2023 сточки
зрения
цели
сделанного
снимка,значимостиегосодержания,
его
композиции;
Практическаяра https://videouroki.net/
бота;
ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количествочасов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды,
формы
контроля
1.
Восприятие
детских
рисунков.
Навыки
восприятияпроизведений
детского творчества и
формированиезрительских
умений.
1
0
1
02.09.2022 Практическая
работа;
2.
1
Первыепредставленияо
композиции:
на
уровне
образного восприятия.
0
1
09.09.2022 Практическая
работа;
Представление о различных
художественныхматериалах.
3.
Разныевиды линий.
1
0
1
16.09.2022 Практическая
работа;
4.
1
Линиивприроде.Ветки(по
фотографиям): тонкие —
толстые,
порывистые,
угловатые, плавные и др.
0
1
23.09.2022 Практическая
работа;
5.
1
Графическиематериалыиих
особенности.
Приёмы
рисования линией.
0
1
30.09.2022 Практическая
работа;
6.
Последовательностьрисунка
1
0
1
07.10.2022 Практическая
работа;
7.
Первичные
навыки 1
определения пропорций и
пониманияихзначения.От
одного пятна — «тела»,
меняя пропорции «лап»
и«шеи»,получаемрисунки
разных животных.
0
1
14.10.2022 Практическая
работа;
0
1
21.10.2022 Практическая
работа;
0
1
28.10.2022 Практическая
работа;
10. Три
основных
цвета. 1
Ассоциативные
представления,связанныес
каждым из цветов. Навыки
смешения
красок
и
получения нового цвета.
0
1
11.11.2022 Практическая
работа;
11. Цвет как выражение
настроения,душевного
состояния.
1
0
1
18.11.2022 Практическая
работа;
12. Тематическая
композиция«Времена
года».
1
0
1
25.11.2022 Практическая
работа;
13. Техника
монотипии. 1
Представленияосимметрии.
Развитие
ассоциативного
воображения.
0
1
02.12.2022 Практическая
работа;
14. Изображение
в
объёме. 1
Приёмы
работы
с
пластилином;дощечка,стек,
тряпочка.
0
1
09.12.2022 Практическая
работа;
15. Лепказверушекизцельной
1
формы (черепашки, ёжика,
зайчика и т. д.). Приёмы
вытягивания,
вдавливания,
сгибания, скручивания.
0
1
16.12.2022 Практическая
работа;
8.
1
Пятно-силуэт.Превращение
случайного
пятна
в
изображение зверушки или
фантастического зверя.
Развитиеобразноговиденияи
способности
целостного,
обобщённого видения. Пятно
как основа графического
изображения.
9.
Цвет как одно из главных 1
средств
выражения
в
изобразительномискусстве.
Навыкиработыгуашьюв
условиях урока.
Контрастныецветовые
состояниявремёнгода.
Работа гуашью, в технике
аппликациииливсмешанной
16. Бумажная
пластика. 1
Овладение
первичными
приёмами
надрезания,
закручивания,складыванияв
работе
над
объёмной
аппликацией.
0
1
23.12.2022 Практическая
работа;
17. Лепка игрушки по мотивам 1
одного
из
наиболее
известных
народных
художественных промыслов
(дымковская,каргопольская
игрушки или по выбору
учителя с учётом местных
промыслов).
0
1
30.12.2022 Практическая
работа;
18. Наблюдение узоров в живой 1
природе(вусловияхурокана
основе фотографий).
0
1
13.01.2023 Практическая
работа;
19. Представленияосимметрии и 1
наблюдение её в природе.
Последовательное ведение
работы над изображением
бабочки по представлению,
использование
линии
симметрииприсоставлении
узора крыльев.
0
1
20.01.2023 Практическая
работа;
20. Узоры
и
орнаменты, 1
создаваемыелюдьми,и
разнообразиеихвидов.
0
1
27.01.2023 Практическая
работа;
Эмоционально-эстетическое
восприятие
объектов
действительности.
Ассоциативное
сопоставление
с
орнаментамивпредметах
декоративно-прикладного
искусства.
Орнаментыгеометрическиеи
растительные.
21. Орнамент, характерный для 1
игрушек одного из наиболее
известных
народных
художественныхпромыслов.
Дымковская, каргопольская
игрушка или по выбору
учителя с учётом местных
промыслов.
0
1
03.02.2023 Практическая
работа;
22. Оригами
—
создание
игрушки для новогодней
ёлки.Приёмыскладывания
бумаги.
1
0
1
10.02.2023 Практическая
работа;
23. Приёмыбумагопластики.
Сумка или упаковка и её
декор.
1
0
1
24.02.2023 Практическая
работа;
24. Освоение
приёмов
конструированияизбумаги.
1
0
1
03.03.2023 Практическая
работа;
25. Макетирование
(или 1
создание
аппликации)
пространственной
среды
сказочногогородаизбумаги,
картона или пластилина.
0
1
10.03.2023 Практическая
работа;
26. Восприятиепроизведений
детского творчества.
1
0
1
17.03.2023 Практическая
работа;
27. Художественноенаблюдение 1
окружающего мира (мира
природы)
и предметной
среды жизни человека
в
зависимости
от
поставленнойаналитической
и
эстетической
задачи
наблюдения (установки).
0
1
24.03.2023 Практическая
работа;
Складывание
объёмных
простыхгеометрическихтел.
Овладение приёмами
склеивания
деталей,
надрезания, вырезания
деталей,использование
приёмов симметрии.
Обсуждениесюжетного
и эмоционального
содержаниядетскихработ.
28. Знакомствосживописной
картиной.
1
0
1
07.04.2023 Практическая
работа;
29. Художник
и
зритель.
Освоениезрительских
умений
на
основе
получаемых знаний
и
творческих
установок
наблюдения.
1
0
1
14.04.2023 Практическая
работа;
30. Ассоциации из личного
опыта учащихся и оценка
эмоциональногосодержания
произведений.
1
0
1
21.04.2023 Практическая
работа;
31. Произведения
И.
И. 1
Левитана,А.Г.Венецианова
И. И. Шишкина, А. А.
Пластова,К.Моне,В.Ван
Гогаидругиххудожников
(по выбору учителя) по
теме«Времена года»
0
1
28.04.2023 Практическая
работа;
32. Фотографирование
мелких 1
деталей
природы,
запечатлениенафотографиях
ярких
зрительных
впечатлений.
0
1
05.05.2023 Практическая
работа;
33. Обсуждение в условиях 1
урока
ученических
фотографий,
соответствующих изучаемой
теме.
0
1
12.05.2023 Практическая
работа;
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
0
33
33
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
Изобразительноеискусство.1класс/НеменскаяЛ.А.;подредакциейНеменскогоБ.М.,Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
Введитесвой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
НеменскаяЛ.А.Изобразительноеискусство:тыизображаешь, украшаешьистроишь.1класс. Учебник
для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2021
НеменскийБ.М.Изобразительноеискусство.Рабочиепрограммы.1-4классы./НеменскийБ.М.
Просвещение, 2021
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
https://videouroki.net/
https://kopilkaurokov.ru/
https://infourok.ru/o-proekte
–М.:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
Краски(акварельныеигуашь).Карандаши.Бумага.Пластилин.
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Компьютер,проектор