Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Улан-Удэ Соглосовано на заседании МО протокол № 7 от « 15» 06 2022г. Руководитель МО Б.Б.Аюшеева Утверждаю Директор МАОУ «СОШ №9» ___________ В.В.Иванов РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительноеискусство» для1класса начального общего образования на 2022-2023учебный год Составитель:ДамбиеваЛюдмилаС учительначальныхклассов Улан-Удэ2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочаяпрограммапоизобразительномуискусствудляобучающихся1классанауровненачального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Содержаниепрограммыраспределенопомодулямсучётомпроверяемыхтребованийкрезультатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию. Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественнойкультуры учащихся,развитиихудожественно-образногомышленияиэстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальныхоснов художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Преподаваниепредметанаправленонаразвитиедуховнойкультуры учащихся,формирование активной эстетической позиции поотношению кдействительностии произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладныеинародныевидыискусства,архитектуруи дизайн.Особоевниманиеуделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такаярефлексиядетскоготворчестваимеетпозитивныйобучающийхарактер. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественнойкультуры,выраженнойвеёархитектуре,изобразительномискусстве,внациональных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебныетемы,связанныесвосприятием,могут бытьреализованыкакотдельныеуроки,но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохраненииучебноговременинавосприятиепроизведенийискусстваиэстетическогонаблюдения окружающей действительности). На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и техническидоступнымразнообразиемхудожественныхматериалов. Практическаяхудожественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебноговремени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач. Рабочаяпрограммаучитываетпсихолого-возрастныеособенностиразвитиядетей7—8лет,приэтом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности. МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕИСКУССТВО»ВУЧЕБНОМ ПЛАНЕ ВсоответствиисФедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартомначальногообщего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классовпрограммыначальногообщегообразованиявобъёме1чодногоучебного часавнеделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно. При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обученияидостижениюболеевысокогоуровнякакпредметных, такиличностныхиметапредметных результатов обучения. Наизучениеизобразительногоискусствав1классеотводится1часвнеделю,всего33часа. СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА Модуль«Графика» Расположениеизображенияналисте.Выборвертикальногоилигоризонтального зависимости от содержания изображения. форматалистав Разныевидылиний.Линейныйрисунок.Графическиематериалыдлялинейногорисункаиих особенности. Приёмы рисования линией. Рисованиеснатуры:разные листьяиихформа. Представлениеопропорциях:короткое—длинное.Развитиенавыкавидениясоотношениячастей целого (на основе рисунков животных). Графическоепятно(ахроматическое)ипредставлениео целостности. Цельная форма и её части. силуэте.Формированиенавыкавидения Модуль«Живопись» Цветкакодноизглавныхсредстввыражениявизобразительномискусстве. условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая. Навыкиработыгуашью в Триосновныхцвета.Ассоциативныепредставления,связанныескаждымцветом.Навыкисмешения красок и получение нового цвета. Эмоциональнаявыразительностьцвета,способывыражениенастроениявизображаемомсюжете. Живописноеизображениеразныхцветковпопредставлениюивосприятию.Развитиенавыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета. Тематическаякомпозиция«Временагода».Контрастныецветовыесостояниявремёнгода. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника. Техникамонотипии.Представленияосимметрии.Развитиевоображения. Модуль«Скульптура» Изображениевобъёме.Приёмы работыспластилином;дощечка,стек,тряпочка. Лепказверушекизцельнойформы(черепашки,ёжика,зайчика,птичкиидр.).Приёмы вдавливания, сгибания, скручивания. вытягивания, Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов(дымковскаяиликаргопольскаяигрушкаилиповыборуучителяс учётомместных промыслов). Бумажнаяпластика.Овладениепервичнымиприёмаминад-резания,закручивания,складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона. Модуль«Декоративно-прикладноеискусство» Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическоевосприятиеобъектовдействительности.Ассоциативноесопоставлениес орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. Узорыиорнаменты,создаваемыелюдьми, иразнообразиеихвидов.Орнаментыгеометрическиеи растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображениембабочкипопредставлению,использованиелиниисимметрииприсоставленииузора крыльев. Орнамент,характерныйдляигрушекодногоизнаиболееизвестныхнародныххудожественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Дизайнпредмета:изготовлениенаряднойупаковкипутёмскладываниябумагииаппликации. Оригами—созданиеигрушкидляновогоднейёлки.Приёмы складываниябумаги. Модуль«Архитектура» Наблюдениеразнообразныхархитектурныхзданийвокружающеммире(пофотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий. Освоениеприёмовконструированияизбумаги.Складываниеобъёмныхпростыхгеометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии. Макетирование(илиаппликация)пространственнойсредысказочногогородаизбумаги,картона пластилина. Модуль«Восприятиепроизведенийискусства» Восприятиепроизведенийдетскоготворчества.Обсуждениесюжетногоиэмоционального детских работ. или содержания Художественноенаблюдениеокружающегомираприродыипредметнойсредыжизничеловекав зависимостиот поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Рассматриваниеиллюстрацийдетскойкнигинаосновесодержательныхустановокучителяв соответствии с изучаемой темой. Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написаннойнасказочныйсюжет(произведенияВ.М.Васнецова,М.А.Врубеляидругиеповыбору учителя). Художникизритель. Освоениезрительскихуменийнаосновеполучаемыхзнанийитворческих практическихзадач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опытаучащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Модуль«Азбукацифровой графики» Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждениевусловияхурокаученическихфотографий,соответствующихизучаемойтеме. ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ВцентрепрограммыпоизобразительномуискусствувсоответствиисФГОСначального образования находится личностное развитиеобучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программапризванаобеспечитьдостижениеобучающимисяличностныхрезультатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; ценностно-смысловыеориентации иустановки,отражающиеиндивидуально-личностныепозиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственноеразвитиеобучающихся; мотивациюкпознаниюиобучению, готовность ксаморазвитиюиактивномуучастиюв социальнозначимой деятельности; позитивныйопытучастияв творческой деятельности; интерескпроизведениямискусстваилитературы,построеннымнапринципахнравственностии гуманизма, уважительногоотношенияи интереса к культурным традициям и творчествусвоего и других народов. Патриотическоевоспитаниеосуществляетсячерезосвоениешкольникамисодержаниятрадиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительномискусстве. Урокискусствавоспитываетпатриотизмневдекларативнойформе, ав процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни обществаи созидающих качеств личности, приобщениеобучающихся к ценностям отечественной и мировойкультуры.Учебныйпредметспособствуетпониманиюособенностейжизниразныхнародов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственноевоспитаниеявляетсястержнемхудожественногоразвитияобучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьникуобрести социально значимые знания. Развитиетворческихспособностей способствует ростусамосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком.Эстетическоевоспитаниеспособствует формированиюценностныхориентацийшкольников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенныйинтерес к жизнилюдей иприроды. Происходит этовпроцессеразвитиянавыковвосприятияихудожественной рефлексии своихнаблюдений вхудожественно-творческойдеятельности.Навыкиисследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природыиеёобразавпроизведенияхискусства.Формированиеэстетическихчувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, пониманиеэстетикитрудовойдеятельности.Важнытакжеумениясотрудничатьсодноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладениеуниверсальнымипознавательными действиями Пространственныепредставленияисенсорныеспособности: характеризоватьформупредмета,конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находитьассоциативные связимеждувизуальнымиобразамиразныхформипредметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализироватьпропорциональныеотношениячастейвнутрицелогоипредметовмеждусобой; обобщать форму составной конструкции; выявлятьианализироватьритмическиеотношениявпространствеивизображении(визуальном образе) на установленных основаниях; абстрагироватьобразреальностиприпостроении плоскойкомпозиции; соотноситьтональныеотношения(тёмное—светлое)впространственныхиплоскостныхобъектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной средеиплоскостномизображении. Базовыелогическиеиисследовательскиедействия: проявлятьисследовательские,экспериментальныедействиявпроцессеосвоениявыразительных свойств различных художественных материалов; проявлятьтворческиеэкспериментальныедействиявпроцессесамостоятельноговыполнения художественных заданий; проявлятьисследовательскиеианалитическиедействиянаосновеопределённыхучебныхустановок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использоватьнаблюдениядляполученияинформацииобособенностяхобъектовисостояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализироватьиоцениватьспозиций эстетическихкатегорий явленияприродыипредметнопространственную среду жизни человека; формулироватьвыводы,соответствующиеэстетическим,аналитическимидругимучебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использоватьзнаково-символическиесредствадлясоставленияорнаментовидекоративных композиций; классифицироватьпроизведенияискусстваповидами,соответственно,поназначениювжизни людей; классифицироватьпроизведенияизобразительногоискусствапожанрамвкачествеинструмента анализа содержания произведений; ставитьииспользоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания. Работасинформацией: использоватьэлектронныеобразовательныересурсы; уметьработатьсэлектроннымиучебникамииучебнымипособиями; выбиратьисточникдляполученияинформации:поисковыесистемыИнтернета,цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать,интерпретировать,обобщатьисистематизироватьинформацию,представленнуюв произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельноготовитьинформациюназаданнуюиливыбраннуютемуипредставлятьеёв различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественныемузеиизарубежныехудожественныемузеи(галереи)наосновеустановокиквестов, предложенных учителем; соблюдатьправилаинформационнойбезопасностиприработевсетиИнтернет. 2. Овладениеуниверсальнымикоммуникативными действиями Обучающиесядолжныовладетьследующимидействиями: пониматьискусствовкачествеособого языкаобщения —межличностного(автор—зритель), между поколениями, между народами; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлятьсвоисужденияссуждениями участниковобщения,выявляяикорректноотстаиваясвои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находитьобщеерешениеиразрешатьконфликты наосновеобщихпозиций иучётаинтересовв процессе совместной художественной деятельности; демонстрироватьиобъяснятьрезультатысвоеготворческого,художественногоили исследовательского опыта; анализироватьпроизведениядетскогохудожественноготворчестваспозицийихсодержанияив соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признаватьсвоёичужоеправонаошибку,развиватьсвоиспособностисопереживать,понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать,сотрудничатьвпроцессеколлективнойработы,приниматьцельсовместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижениюобщего результата. 3. Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями Обучающиесядолжныовладетьследующимидействиями: внимательноотноситьсяивыполнятьучебныезадачи,поставленныеучителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметьорганизовыватьсвоёрабочееместодляпрактическойработы,сохраняяпорядокв окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотноситьсвоидействияспланируемымирезультатами,осуществлятьконтрольсвоей деятельности в процессе достижения результата. ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержаниявсоответствии сПриложением№8кФедеральномугосударственномуобразовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации. Модуль«Графика» Осваиватьнавыкиприменениясвойствпростыхграфическихматериаловвсамостоятельной творческойработевусловиях урока. Приобретатьпервичныйопытвсозданииграфического изобразительного языка. рисунканаосновезнакомствасо средствами Приобретатьопытаналитическогонаблюденияформыпредмета,опытобобщенияигеометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку. Приобретатьопытсозданиярисункапростого(плоского)предметаснатуры. Учитьсяанализироватьсоотношенияпропорций,визуальносравниватьпространственные величины. Приобретатьпервичныезнанияинавыкикомпозиционногорасположенияизображенияналисте. Уметьвыбиратьвертикальныйилигоризонтальныйформатлистадлявыполнениясоответствующих задач рисунка. Восприниматьучебнуюзадачу,поставленнуюучителем,ирешатьеёвсвоейпрактической художественной деятельности. Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствияихпоставленнойучебнойзадаче,спозицийвыраженноговрисункесодержанияи графических средств его выражения (в рамках программного материала). Модуль«Живопись» Осваиватьнавыкиработыкрасками «гуашь»вусловиях урока. Знатьтриосновныхцвета;обсуждатьиназыватьассоциативныепредставления,которыерождает каждый цвет. Осознаватьэмоциональноезвучаниецветаиуметь жизненных ассоциаций. формулироватьсвоёмнениесопоройнаопыт Приобретатьопытэкспериментирования,исследованиярезультатовсмешениякрасокиполучения нового цвета. Вести творческуюработуназаданнуютемусопорой педагогом. назрительныевпечатления,организованные Модуль«Скульптура» Приобретатьопытаналитического наблюдения, поискавыразительныхобразныхобъёмныхформв природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). Осваиватьпервичныеприёмылепкиизпластилина,приобретатьпредставленияо объёмном изображении. Овладеватьпервичныминавыкамибумагопластики складывания, надрезания, закручивания и др. целостнойформе в —созданияобъёмныхформизбумагипутёмеё Модуль«Декоративно-прикладноеискусство» Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условияхуроканаосновефотографий);приводитьпримеры,сопоставлятьиискатьассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства. Различатьвидыорнаментовпоизобразительныммотивам:растительные,геометрические, анималистические. Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности. Приобретатьопытсозданияорнаментальнойдекоративнойкомпозиции(стилизованной: декоративныйцветокилиптица). Приобретатьзнанияозначениииназначенииукрашенийвжизнилюдей. Приобретатьпредставленияоглиняныхигрушкахотечественныхнародныххудожественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов)иопытпрактическойхудожественнойдеятельностипомотивамигрушкивыбранного промысла. Иметьопытисоответствующие возрастунавыкиподготовкииоформленияобщегопраздника. Модуль«Архитектура» Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условияхурока);анализироватьихарактеризоватьособенностиисоставныечастирассматриваемых зданий. Осваиватьприёмыконструированияизбумаги,складыванияобъёмныхпростыхгеометрических тел. Приобретатьопытпространственногомакетирования(сказочныйгород)вформеколлективной игровой деятельности. Приобретатьпредставленияоконструктивнойосновелюбого предметаипервичныенавыки анализа его строения. Модуль«Восприятиепроизведенийискусства» Приобретатьумениярассматривать, анализироватьдетскиерисункиспозицийихсодержанияи сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем. Приобретатьопытэстетического наблюденияприродынаосновеэмоциональныхвпечатленийс учётом учебных задач и визуальной установки учителя. Приобретатьопытхудожественногонаблюденияпредметнойсредыжизничеловекавзависимости поставленной аналитической и эстетической задачи (установки). от Осваиватьопытэстетическоговосприятияианалитическогонаблюденияархитектурныхпостроек. Осваиватьопытэстетического,эмоциональногообщениясостанковойкартиной,пониматьзначение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса). Осваиватьновыйопытвосприятияхудожественныхиллюстрацийв детскихкнигахиотношенияк ним в соответствии с учебной установкой. Модуль«Азбукацифровой графики» Приобретатьопытсозданияфотографийсцельюэстетическогоицеленаправленногонаблюдения природы. Приобретатьопытобсужденияфотографийсточкизрениятого, скакойцельюсделанснимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименованиеразделовитемпрограммы Дата изучения Количествочасов Видыдеятельности всего контрольныера практическиера боты боты Виды, формыконтро ля Электронные (цифровые)образовател ьныересурсы Модуль1.Восприятиепроизведенийискусства 1.1. Восприятиедетскихрисунков.Навыкивосприятияпроизведений детскоготворчестваиформированиезрительскихумений. 1 0 1 01.09.2022 Наблюдать,рассматривать,анализировать 04.09.2022 детскиерисункиспозицийихсодержанияи сюжета,настроения; Практическая https://infourok.ru/oработа; proekte 1.2. Первыепредставленияокомпозиции:науровнеобразного восприятия.Представлениеоразличныххудожественныхматериалах. 1 0 1 05.09.2022 Объяснятьрасположениеизображенияналистеи 11.09.2022 выборвертикальногоилигоризонтального формата; Объяснять,какимихудожественными материалами(карандашами,мелками,краскамии т.д.)сделанрисунок; Рисовать,выполнитьрисунокнапростую,всем доступнуютему,например«Весёлое солнышко»,карандашамиилимелками; Практическая https://infourok.ru/oработа; proekte Итогопомодулю1 2 Модуль2.Графика 2.1. Разныевидылиний. 1 0 1 12.09.2022 Осваиватьнавыкиработыграфическими 18.09.2022 материалами; Наблюдатьианализироватьхарактерлиний вприроде; Практическая https://infourok.ru/oработа; proekte 2.2. Линиивприроде.Ветки(пофотографиям):тонкие—толстые, порывистые,угловатые,плавныеидр. 1 0 1 19.09.2022 Наблюдатьианализироватьхарактерлинийв 25.09.2022 природе; Создаватьлинейныйрисунок—упражнениена разныйхарактерлиний; Практическая https://infourok.ru/oработа; proekte 2.3. Графическиематериалыиихособенности.Приёмырисования линией. 1 0 1 26.09.2022 Создаватьлинейныйрисунок—упражнениена 30.09.2022 разныйхарактерлиний; Выполнятьснатурырисуноклистадерева; Рассматриватьиобсуждатьхарактерформы листа; Практическая https://infourok.ru/oработа; proekte 2.4. Последовательностьрисунка. 1 0 1 03.10.2022 09.10.2022 Рассматриватьиобсуждатьхарактерформы листа; Осваиватьпоследовательностьвыполнения рисунка; Приобретатьопытобобщениявидимойформы предмета; Анализироватьисравниватьсоотношение частей,составляющиходноцелое, рассматриватьизображенияживотныхс контрастнымипропорциями; Практическая https://infourok.ru/oработа; proekte 2.5. Первичныенавыкиопределенияпропорцийипониманияих значения.Отодногопятна—«тела»,меняяпропорции«лап»и«шеи», получаемрисункиразныхживотных. 1 0 1 10.10.2022 16.10.2022 Анализироватьисравниватьсоотношение частей,составляющиходноцелое, рассматриватьизображенияживотныхс контрастнымипропорциями; Приобретатьопытвнимательного аналитическогонаблюдения; Развиватьнавыкирисованияпопредставлениюи воображению; Практическая https://infourok.ru/oработа; proekte 2.6. Пятно-силуэт.Превращениеслучайногопятнавизображение зверушкиилифантастическогозверя.Развитиеобразноговидения и способностицелостного,обобщённоговидения.Пятнокакоснова графическогоизображения. 1 0 1 17.10.2022 23.10.2022 ВыполнитьлинейныйрисунокнатемыстиховС. Я.Маршака,А.Л.Барто,Д.Хармса,С.В. Михалковаидр.(повыборуучителя)спростым весёлым,озорнымразвитиемсюжета; Использоватьграфическоепятнокакоснову изобразительногообраза; Практическая работа; https://kopilkaurokov.ru/ Итогопомодулю2 6 Модуль3.Живопись 3.1. Цветкакодноизглавныхсредстввыражениявизобразительном искусстве.Навыкиработыгуашьювусловияхурока. 1 0 1 24.10.2022 30.10.2022 Осваиватьнавыкиработыгуашьювусловиях школьногоурока; Знатьтриосновныхцвета; Практическая работа; https://kopilkaurokov.ru/ 3.2. Триосновныхцвета.Ассоциативныепредставления,связанныес каждымизцветов.Навыкисмешениякрасокиполучениянового цвета. 1 0 1 07.11.2022 13.11.2022 Обсуждатьассоциативныепредставления, связанныескаждымцветом; Экспериментировать,исследоватьвозможности смешениякрасок,наложенияцветанацвет, размыванияцветавпроцессеработынад разноцветнымковриком; Практическая работа; https://kopilkaurokov.ru/ 3.3. Цветкаквыражениенастроения,душевногосостояния. 1 0 1 14.11.2022 Осознавать 20.11.2022 эмоциональноезвучаниецвета,то,чторазный цвет «рассказывает» оразномнастроении — весёлом, задумчивом, грустном идр.; Объяснять, как разное настроение героевпередано художником виллюстрациях;Выполнить красками рисунок с весёлым илигрустным настроением; Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ бота; 3.4. Тематическая композиция «Временагода». Контрастные цветовыесостояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или всмешанной технике. 1 0 1 21.11.2022 Выполнить изображения разных времён 27.11.2022 года;Рассуждать и объяснять, какого цвета каждоевремя года и почему, как догадаться по цветуизображений, какое это время года; Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ бота; 3.5. Техникамонотипии.Представления осимметрии.Развитиеассоциативного воображения. 1 0 1 28.11.2022 Осваивать техникумонотипии для 04.12.2022 развитияживописных умений и воображения;Осваивать свойства симметрии; Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ бота; Итогопомодулю3 5 Модуль4.Скульптура 4.1. Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек,тряпочка. 1 0 1 05.12.2022 Наблюдать, воспринимать 11.12.2022 выразительныеобразные объёмы в природе: на что похожиформы облаков, камней, коряг, картофелинидр. (в классе на основе фотографий);Осваиватьпервичныенавык илепки —изображения в объёме; Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ бота; 4.2. Лепказверушекизцельнойформы(черепашки,ёжика,зайчикаит.д.).Приём ы вытягивания,вдавливания,сгибания,скручивания. 1 0 1 12.12.2022 Лепить из целого куска пластилина 18.12.2022 мелкихзверушек путём вытягивания, вдавливания;Овладевать первичныминавыками работы вобъёмной аппликации и коллаже; Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ бота; 4.3. Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами 1 надрезания,закручивания,складываниявработенадобъёмнойаппликацией. 0 1 19.12.2022 Осваивать навыки объёмной 25.12.2022 аппликации(например, изображение птицы — хвост,хохолок, крылья на основе простых приёмовработы с бумагой); Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ бота; 4.4. Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народныххудожественныхпромыслов(дымковская,каргопольскаяигрушк иили по выбору учителя с учётом местных промыслов). 0 1 26.12.2022 Рассматривать и характеризовать Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ 31.12.2022 глиняныеигрушкиизвестныхнародныххудожественных бота; промыслов; Анализировать строение формы,частейипропорцийигрушкивыбранногопромыс ла; Итогопомодулю4 Модуль5.Декоративно-прикладноеискусство 1 4 5.1. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основефотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектовдействительности.Ассоциативноесопоставлениесорнаментамивп редметах декоративно-прикладного искусства. 1 0 1 09.01.2023 Рассматривать и эстетически 15.01.2023 характеризоватьразличные примеры узоров в природе (наоснове фотографий); Приводить примеры и делать ассоциативныесопоставления с орнаментами в предметахдекоративноприкладногоискусства; Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ бота; 5.2. Представления о симметрии и наблюдение её в природе.Последовательное ведение работы над изображением бабочки попредставлению,использованиелиниисимметрииприсоставленииузорак рыльев. 1 0 1 16.01.2023 Выполнитьрисунокбабочки, 22.01.2023 украсивузорамиеёкрылья; Приобретать опыт использования правилсимметрии при выполнении рисунка; Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ бота; 5.3. Узорыи орнаменты,создаваемые людьми, и разнообразие ихвидов.Орнаменты 1 геометрические и растительные. 0 1 23.01.2023 Рассматривать и характеризовать 29.01.2023 примерыхудожественно выполненных орнаментов;Определять в предложенных орнаментахмотивы изображения: растительные, геометрические,анималистические;Рассматрива тьорнаменты в круге, полосе,квадрате в соответствии с оформляемойпредметной поверхностью; Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ бота; 5.4. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известныхнародных художественных промыслов. Дымковская, каргопольскаяигрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. 1 0 1 30.01.2023 Рассматривать Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ и характеризовать 05.02.2023 орнамент,украшающийигрушкувыбранногопром бота; ысла;Выполнить на бумагекрасками рисунокорнамента выбранной игрушки;Выполнитьрисунокигрушки выбранногохудожественного промысла или, предварительнопокрыввылепленнуюигрушкубелилами, нанестиорнаментына свою игрушку,сделанную по мотивам народного промысла; 5.5. Оригами—создание игрушки для новогодней ёлки.Приёмыскладывания бумаги. 1 0 1 06.02.2023 Осваиватьтехникуоригами,сложениенесложных Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ 12.02.2023 фигурок; бота; Узнавать о работехудожникапо изготовлениюбытовыхвещей; 5.6. Приёмыбумагопластики.Сумкаилиупаковкаиеёдекор. 1 0 1 20.02.2023 Осваиватьнавыкиработысбумагой,ножницам 26.02.2023 и,клеем,подручнымиматериалами; 0 1 27.02.2023 Рассматривать и сравнивать различныездания Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ 05.03.2023 вокружающем мире (по бота; фотографиям);Анализировать и характеризовать особенности исоставные части рассматриваемых зданий; Итогопомодулю5 Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ бота; 6 Модуль6.Архитектура 6.1. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складываниеобъёмных простых геометрических тел. Овладение приёмамисклеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использованиеприёмовсимметрии. 1 6.2. Макетирование (или создание аппликации) пространственной средысказочного города из бумаги, картона или пластилина. Итогопомодулю6 1 0 1 06.03.2023 Выполнить рисунок придуманного дома 12.03.2023 наосновеполученных впечатлений (техникаработыможетбытьлюбой,наприме р спомощью мелких печаток); Осваивать приёмы складывания объёмныхпростых геометрических телиз бумаги(параллелепипед, конус, пирамида) в качествеосновы для домиков; Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ бота; Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ бота; 2 Модуль7.Восприятиепроизведенийискусства 7.1. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждениесюжетногоиэмоциональногосодержаниядетскихработ. 1 0 1 13.03.2023 Наблюдать, разглядывать, 19.03.2023 анализироватьдетскиеработыспозиций ихсодержанияисюжета,настроения,расположен ия на листе,цветового содержания, соответствия учебнойзадаче, поставленной учителем; Приобретать опыт эстетического наблюденияприродынаосновеэмоциональныхвпечат ленийи с учётом визуальной установки учителя; 7.2. Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) ипредметной среды жизни человека в зависимости от поставленнойаналитической и эстетической задачинаблюдения (установки). 1 0 1 20.03.2023 Приобретатьопытхудожественного Практическаяра https://kopilkaurokov.ru/ 26.03.2023 наблюдения предметной средыжизни бота; человекавзависимости от поставленной аналитической иэстетической задачи (установки); Осваивать опыт восприятия и аналитическогонаблюдения архитектурных построек; 7.3. Знакомствосживописнойкартиной. 1 0 1 03.04.2023 Приобретатьопытспециальноорганизованногообщения Практическаяра https://videouroki.net/ 09.04.2023 со станковой картиной; бота; Осваивать опыт эстетического, эмоциональногообщения со станковой картиной; 7.4. Художник и зритель. Освоение зрительскихумений наосновеполучаемых знаний и творческих установок наблюдения. 1 0 1 10.04.2023 Осваивать Практическаяра https://videouroki.net/ опыт эстетического, 16.04.2023 эмоциональногообщения бота; со станковой картиной;Приобретать опыт зрительскихумений, включающихнеобходимые знания, внимание кпозиции автораи соотнесение сличнымжизненным опытом зрителя; 7.5. Ассоциациииз личногоопытаучащихсяиоценка эмоциональногосодержанияпроизведений. 1 0 1 17.04.2023 Рассказыватьиобсуждатьзрительскиевпечатлен 23.04.2023 ия и мысли; 7.6. ПроизведенияИ. И.Левитана, А.Г.ВенециановаИ.И.Шишкина,А.А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гогаи другиххудожников(по выборуучителя) по теме «Времена года» 1 0 1 24.04.2023 Приобретатьопытзрительскихумений, Практическаяра https://videouroki.net/ 30.04.2023 включающихнеобходимые знания, внимание кпозиции бота; автораи соотнесение сличнымжизненным опытом зрителя; Итогопомодулю7 6 Практическаяра https://videouroki.net/ бота; Модуль8.Азбукацифровойграфики 8.1. 8.2. Фотографирование мелких деталей природы, нафотографиях ярких зрительных впечатлений. запечатление 1 Обсуждение в условиях урока фотографий,соответствующих изучаемой теме. ученических 1 Итогопомодулю8 2 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ 33 0 1 0 1 0 33 01.05.2023 Приобретать опыт 07.05.2023 цельюэстетического наблюденияприроды; и фотографирования с Практическаяра https://videouroki.net/ целенаправленного бота; 08.05.2023 Приобретать опыт обсуждения фотографий 14.05.2023 сточки зрения цели сделанного снимка,значимостиегосодержания, его композиции; Практическаяра https://videouroki.net/ бота; ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количествочасов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды, формы контроля 1. Восприятие детских рисунков. Навыки восприятияпроизведений детского творчества и формированиезрительских умений. 1 0 1 02.09.2022 Практическая работа; 2. 1 Первыепредставленияо композиции: на уровне образного восприятия. 0 1 09.09.2022 Практическая работа; Представление о различных художественныхматериалах. 3. Разныевиды линий. 1 0 1 16.09.2022 Практическая работа; 4. 1 Линиивприроде.Ветки(по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. 0 1 23.09.2022 Практическая работа; 5. 1 Графическиематериалыиих особенности. Приёмы рисования линией. 0 1 30.09.2022 Практическая работа; 6. Последовательностьрисунка 1 0 1 07.10.2022 Практическая работа; 7. Первичные навыки 1 определения пропорций и пониманияихзначения.От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и«шеи»,получаемрисунки разных животных. 0 1 14.10.2022 Практическая работа; 0 1 21.10.2022 Практическая работа; 0 1 28.10.2022 Практическая работа; 10. Три основных цвета. 1 Ассоциативные представления,связанныес каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. 0 1 11.11.2022 Практическая работа; 11. Цвет как выражение настроения,душевного состояния. 1 0 1 18.11.2022 Практическая работа; 12. Тематическая композиция«Времена года». 1 0 1 25.11.2022 Практическая работа; 13. Техника монотипии. 1 Представленияосимметрии. Развитие ассоциативного воображения. 0 1 02.12.2022 Практическая работа; 14. Изображение в объёме. 1 Приёмы работы с пластилином;дощечка,стек, тряпочка. 0 1 09.12.2022 Практическая работа; 15. Лепказверушекизцельной 1 формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. 0 1 16.12.2022 Практическая работа; 8. 1 Пятно-силуэт.Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитиеобразноговиденияи способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. 9. Цвет как одно из главных 1 средств выражения в изобразительномискусстве. Навыкиработыгуашьюв условиях урока. Контрастныецветовые состояниявремёнгода. Работа гуашью, в технике аппликациииливсмешанной 16. Бумажная пластика. 1 Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания,складыванияв работе над объёмной аппликацией. 0 1 23.12.2022 Практическая работа; 17. Лепка игрушки по мотивам 1 одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская,каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). 0 1 30.12.2022 Практическая работа; 18. Наблюдение узоров в живой 1 природе(вусловияхурокана основе фотографий). 0 1 13.01.2023 Практическая работа; 19. Представленияосимметрии и 1 наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрииприсоставлении узора крыльев. 0 1 20.01.2023 Практическая работа; 20. Узоры и орнаменты, 1 создаваемыелюдьми,и разнообразиеихвидов. 0 1 27.01.2023 Практическая работа; Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментамивпредметах декоративно-прикладного искусства. Орнаментыгеометрическиеи растительные. 21. Орнамент, характерный для 1 игрушек одного из наиболее известных народных художественныхпромыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. 0 1 03.02.2023 Практическая работа; 22. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки.Приёмыскладывания бумаги. 1 0 1 10.02.2023 Практическая работа; 23. Приёмыбумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. 1 0 1 24.02.2023 Практическая работа; 24. Освоение приёмов конструированияизбумаги. 1 0 1 03.03.2023 Практическая работа; 25. Макетирование (или 1 создание аппликации) пространственной среды сказочногогородаизбумаги, картона или пластилина. 0 1 10.03.2023 Практическая работа; 26. Восприятиепроизведений детского творчества. 1 0 1 17.03.2023 Практическая работа; 27. Художественноенаблюдение 1 окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленнойаналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). 0 1 24.03.2023 Практическая работа; Складывание объёмных простыхгеометрическихтел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей,использование приёмов симметрии. Обсуждениесюжетного и эмоционального содержаниядетскихработ. 28. Знакомствосживописной картиной. 1 0 1 07.04.2023 Практическая работа; 29. Художник и зритель. Освоениезрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. 1 0 1 14.04.2023 Практическая работа; 30. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоциональногосодержания произведений. 1 0 1 21.04.2023 Практическая работа; 31. Произведения И. И. 1 Левитана,А.Г.Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова,К.Моне,В.Ван Гогаидругиххудожников (по выбору учителя) по теме«Времена года» 0 1 28.04.2023 Практическая работа; 32. Фотографирование мелких 1 деталей природы, запечатлениенафотографиях ярких зрительных впечатлений. 0 1 05.05.2023 Практическая работа; 33. Обсуждение в условиях 1 урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. 0 1 12.05.2023 Практическая работа; ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 33 33 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА Изобразительноеискусство.1класс/НеменскаяЛ.А.;подредакциейНеменскогоБ.М.,Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введитесвой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ НеменскаяЛ.А.Изобразительноеискусство:тыизображаешь, украшаешьистроишь.1класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2021 НеменскийБ.М.Изобразительноеискусство.Рабочиепрограммы.1-4классы./НеменскийБ.М. Просвещение, 2021 ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ https://videouroki.net/ https://kopilkaurokov.ru/ https://infourok.ru/o-proekte –М.: МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ Краски(акварельныеигуашь).Карандаши.Бумага.Пластилин. ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Компьютер,проектор