Рабочая программа Литература 1 класс ТО 2022

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Улан-Удэ

Соглосовано
на заседании МО
протокол № 7 от « 15» 06 2022г.
Руководитель МО Б.Б.Аюшеева

Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ №9»
___________ В.В.Иванов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для учащихся 1 классов

Составила: Дамбиева Людмила Сурун-Хоровна
Учитель начальных классов

2022 - 2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочаяпрограмма
учебногопредмета«Литературноечтение»дляобучающихся1классанауровненачальногообщегообразов
аниясоставленанаосновеТребованийкрезультатамосвоенияпрограммыначального общего образования
Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования (далее
— ФГОС НОО), а также ориентирована на целевыеприоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся,сформулированныевПримерной программевоспитания.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА"ЛИТЕРАТУРНОЕЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который
обеспечивает,наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения,
необходимого дляуспешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской
грамотности изакладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовнонравственного развитиямладших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка
в мир художественнойлитературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов
и приёмов работы сразличными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с
учётом этого направленна общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию
творческих способностейобучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курсалитературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие
направлениялитературногообразованиямладшегошкольника:речеваяичитательскаядеятельности,кругчт
ения,творческаядеятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения:
соответствиевозрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником
фольклорныхпроизведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетическихценностей, культурных традиций народов России, отдельных
произведений выдающихсяпредставителей мировой детской литературы; влияние прослушанного
(прочитанного) произведенияна эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на
совершенствование его творческихспособностей. При отборе произведений для слушания и чтения
учитывались преемственные связи сдошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора,
художественными произведениямидетскойлитературы,атакжеперспективыизученияпредмета
«Литература»восновнойшколе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является
представленностьразных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование
функциональнойлитературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения
метапредметныхрезультатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты
при изучениидругихпредметовучебного плананачальнойшколы.
Планируемыерезультатывключаютличностные,метапредметныерезультатызапериодобучения,атакже
предметныедостижениямладшегошкольниказакаждыйгодобучениявначальнойшколе.
Предмет«Литературноечтение»преемствененпоотношениюкпредмету«Литература»,которыйизучаетс
я восновной школе.
Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается
вводныминтегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 ч.: 100 ч. предмета «Русский язык» и 80
ч.предмета
«Литературноечтение»).Послепериодаобученияграмотеначинаетсяраздельноеизучениепредметов
«Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1

классеотводитсянеменее10 учебных недель, суммарно132 часа

ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА"ЛИТЕРАТУРНОЕЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного
читателя,мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования исаморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной
жизни,эмоциональнооткликающегосянапрослушанноеилипрочитанноепроизведение.Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а
такжесформированностьпредметныхиуниверсальныхдействийвпроцессеизученияпредмета
«Литературноечтение»станутфундаментомобучениявосновномзвенешколы,атакжебудутвостребованыв
жизни.
Достижениезаявленнойцелиопределяетсяособенностямикурсалитературногочтенияирешениемс
ледующихзадач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к
систематическомучтениюислушаниюхудожественнойлитературыипроизведенийустногонародно
готворчества;
— достижениенеобходимогодляпродолженияобразованияуровняобщегоречевогоразвития;
— осознаниезначимостихудожественнойлитературыипроизведенийустногонародноготво
рчествадлявсестороннегоразвитияличностичеловека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений
ипроизведенийустного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанногоиспользования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая
истихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о
жанрах);устноенародноетворчество,малыежанрыфольклора(считалки,пословицы,поговорки,зага
дки,фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ;
автор;литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция;
сюжет;эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства
художественнойвыразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением,
позволяющимпониматьсмыслпрочитанного, адекватновоспринимать чтениеслушателями).

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста
произведенийхудожественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх
произведений).Фольклорнаяилитературная(авторская)сказка:сходствоиразличия.Реальностьивол
шебствовсказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной
(народной) илитературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои
сказочныхпроизведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских
народных илитературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества
(отношение кприроде, людям, предметам).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление):
чемупосвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит?
какиекачествавоспитывает?).Произведенияоднойтемы,норазныхжанров:рассказ,стихотворение,сказка
(общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н.Толстого, В.Г.
Сутеева, Е. А.Пермяка,В.А. Осеевой,А. Л.Барто,Ю. И. Ермолаева,Р. С. Сефа,С.В. Михалкова, В. Д.
Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения,
общаяоценкапоступков.Пониманиезаголовкапроизведения,егосоотношенияссодержаниемпроизведени
яиегоидеей.Осознаниенравственно-этическихпонятий:друг,дружба,забота,труд,взаимопомощь.
Произведенияороднойприроде.Восприятиеисамостоятельноечтениепоэтическихпроизведенийоприр
оде(напримеретрёх-четырёх
доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева,
А.К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой,
А.Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы,
временагода, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи,
сравнение спрозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает
поэтическоепроизведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе
родногокрая.Иллюстрациякпроизведениюкакотражениеэмоциональногооткликанапроизведение.
Выразительноечтениепоэзии.Рольинтонациипривыразительномчтении.Интонационныйрисуноквырази
тельного чтения:ритм, темп, силаголоса.
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести
произведений).Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка,
пословица,
ихназначение(веселить,потешать,играть,поучать).Особенностиразныхмалыхфольклорныхжанров.Поте
шка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума,сообразительности.
Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания пониманияжизненных правил.
Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору). Животные —
героипроизведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных —
воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный
инаучно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности,
поступки,речь,взаимоотношениясдругимигероямипроизведения.Авторскоеотношениекгерою.Осозн
ание
нравственно-этическихпонятий:любовьизаботаоживотных.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о
маме(не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А.
Л.Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа
идр.).Осознаниенравственноэтическихпонятий:чувстволюбвикакпривязанностьодногочеловекакдругому(материкребёнку,детейкм

атери,близким),проявлениелюбвиизаботыородныхлюдях.

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх
произведений).Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном
проявлении, необычное вобыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении
реалистических событий снеобычными, сказочными, фантастическими.
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга —
источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки
вкниге.Умениеиспользоватьтематическийкаталогпри выборекнигвбиблиотеке.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися
личностных,метапредметныхипредметных результатовосвоенияучебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются
впроцессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную
динамикуразвития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвитияи самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета
«Литературное чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и
отношений, развитиепозитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений иотношенийнапрактике.
Гражданско-патриотическоевоспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине,
проявлениеинтереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации,
пониманиеестественнойсвязипрошлогоинастоящеговкультуреобщества;
— осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражданскойидентичности,сопричастностикпро
шлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения
ктрадициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведенийвыдающихсяпредставителейрусскойлитературыитворчестванародовРоссии;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности,уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилахмежличностныхотношений.
Духовно-нравственноевоспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждогочеловека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и
другихморальных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности,социальногостатуса,вероисповедания;
— осознаниеэтическихпонятий,оценкаповеденияипоступковперсонажейхудожественныхпро
изведенийвситуации нравственноговыбора;
— выражениесвоеговидениямира,индивидуальнойпозициипосредствомнакопленияисист
ематизациилитературныхвпечатлений,разнообразныхпоэмоциональнойокраске;
— неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинениефизическогоиморальноговред
адругимлюдям
Эстетическоевоспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различнымвидамискусства,восприимчивостькразнымвидамискусства,традициямитворчествусв
оегоидругих народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественнойдеятельности;
— приобретениеэстетическогоопытаслушания,чтенияиэмоционально-эстетическойоценки

произведенийфольклораихудожественнойлитературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных
средств,создающиххудожественный образ.
Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяэмоциональногоблагополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
вокружающейсреде(втом числеинформационной);
— бережноеотношениекфизическомуипсихическомуздоровью.
Трудовоевоспитание:
— осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества,ответственноепотреблениеибере
жное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовойдеятельности,интерескразличнымпрофессиям.
Экологическоевоспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных,отражённыхвлитературныхпроизведениях;
— неприятиедействий,приносящихейвред.
Ценностинаучногопознания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира,понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способавыражениямыслей, чувств, идей автора;
— овладениесмысловымчтениемдлярешенияразличногоуровняучебныхижизненныхзадач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствамилитературы,развитиепознавательногоинтереса,активности,инициативности,любознате
льностии самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной
литературы,творчестваписателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Врезультатеизученияпредмета«Литературноечтение»вначальнойшколеуобучающихсябудутсформиро
ваныпознавательные универсальныеучебныедействия:
базовыелогическиедействия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведениеиегоавтора,устанавливатьоснованиядлясравненияпроизведений,устанавливатьана
логии;
— объединятьпроизведенияпожанру,авторскойпринадлежности;
— определятьсущественныйпризнакдляклассификации,классифицироватьпроизведенияпотем
ам,жанрами видам;
— находитьзакономерностиипротиворечияприанализесюжета(композиции),восстанавливатьнару
шенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв
попредложенномуалгоритму;
— выявлятьнедостатокинформациидлярешенияучебной(практической)задачинаосновепред
ложенногоалгоритма;
— устанавливатьпричинно-следственныесвязивсюжетефольклорногоихудожественного

текста,присоставленииплана,пересказетекста,характеристикепоступковгероев;
базовыеисследовательскиедействия:
— определятьразрывмеждуреальнымижелательнымсостояниемобъекта(ситуации)наосновепред
ложенныхучителемвопросов;
— формулироватьспомощьюучителяцель,планироватьизмененияобъекта,ситуации;
— сравниватьнескольковариантоврешениязадачи,выбиратьнаиболееподходящий(наосновепред
ложенныхкритериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлениюособенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —
целое, причина —следствие);
— формулироватьвыводыиподкреплятьихдоказательстваминаосноверезультатовпро
ведённогонаблюдения(опыта,классификации,сравнения,исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичныхилисходныхситуациях;
работасинформацией:
— выбиратьисточникполученияинформации;
— согласнозаданномуалгоритмунаходитьвпредложенномисточникеинформацию,пре
дставленнуювявномвиде;
— распознаватьдостовернуюинедостовернуюинформациюсамостоятельноилинаоснованиипред
ложенногоучителемспособаеёпроверки;
— соблюдатьспомощьювзрослых(учителей,родителей(законныхпредставителей)правилаинф
ормационнойбезопасности при поискеинформациивсети Интернет;
— анализироватьисоздаватьтекстовую,видео,графическую,звуковуюинформациювсоот
ветствии сучебной задачей;
— самостоятельносоздаватьсхемы,таблицыдляпредставленияинформации.
Кконцуобучениявначальнойшколеуобучающегосяформируютсякоммуникативные
универсальныеучебныедействия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
иусловиямиобщениявзнакомой среде;
— проявлятьуважительноеотношениексобеседнику,соблюдатьправилаведениядиалогаидиск
уссии;
— признаватьвозможностьсуществованияразныхточекзрения;
— корректноиаргументированновысказыватьсвоёмнение;
— строитьречевоевысказываниевсоответствииспоставленнойзадачей;
— создаватьустныеиписьменныетексты(описание,рассуждение,повествование);
— готовитьнебольшиепубличныевыступления;
— подбиратьиллюстративныйматериал(рисунки,фото,плакаты)ктекстувыступления.

Кконцуобучениявначальнойшколеуобучающегосяформируютсярегулятивныеуниверсальныеучебны
едействия:
самоорганизация:
— планироватьдействияпорешениюучебнойзадачидляполучениярезультата;
— выстраиватьпоследовательностьвыбранныхдействий;
самоконтроль:
— устанавливатьпричиныуспеха/неудачучебнойдеятельности;
— корректироватьсвоиучебныедействиядляпреодоленияошибок.
Совместнаядеятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
вколлективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
форматапланирования,распределенияпромежуточныхшагови сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы;
— проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;
— ответственновыполнятьсвоючастьработы;
— оцениватьсвойвкладвобщийрезультат;
— выполнятьсовместныепроектныезаданиясопоройнапредложенныеобразцы.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебномупредмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной
области,ориентированынаприменениезнаний,уменийинавыковобучающимисявразличныхучебныхсит
уациях ижизненныхусловияхипредставленыпогодамобучения.
Кконцуобучениявпервомклассеобучающийсянаучится:
— пониматьценностьчтениядлярешенияучебныхзадачиприменениявразличныхжизненныхситуа
циях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить вхудожественных
произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разныхнародов;
— владетьтехникойслоговогоплавногочтенияспереходомначтениецелымисловами,читатьосозн
анно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные
длявосприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту
(безотметочногооценивания);
— читатьнаизустьссоблюдениеморфоэпическихипунктуационныхнормнеменее2стихо
творенийоРодине, одетях,осемье,ороднойприродевразныевременагода;
— различатьпрозаическую(нестихотворную)истихотворнуюречь;
— различатьиназыватьотдельныежанрыфольклора(устногонародноготворчества)ихудо
жественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные
илитературные),рассказы, стихотворения);

— пониматьсодержаниепрослушанного/прочитанногопроизведения:отвечатьнавопросыпофак
тическомусодержаниюпроизведения;
— владеть элементарными умениями анализа текста
прослушанного/прочитанногопроизведения: определять последовательность событий в
произведении,
характеризоватьпоступки(положительныеилиотрицательные)героя,объяснятьзначениенезнак
омогословасиспользованиемсловаря;
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на
вопросыо впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные
понятия (автор,герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой
ответ примерами изтекста;
— пересказывать(устно)содержаниепроизведенияссоблюдениемпоследовательностисобытий
,сопоройнапредложенныеключевыеслова,вопросы,рисунки,предложенныйплан;
— читатьпоролямссоблюдениемнормпроизношения,расстановкиударения;
— составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений)
позаданномуалгоритму;
— сочинятьнебольшиетекстыпопредложенномуначалуидр.(не менее3предложений);
— ориентироватьсявкниге/учебникепообложке,оглавлению,иллюстрациям;
— выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с
учётомрекомендательногосписка,рассказыватьопрочитаннойкнигепопредложенномуалгорит
му;
— обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации
всоответствии сучебной задачей.

Тематическоепланирование

№
п/п

Наименованиеразделовите
мпрограммы

Количествочасов

Датаизуч
ения

Видыдеятельности

Виды,фо
рмыконт
роля

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

всего

контрольные
работы

практические
работы

5

0

0

;
Работассериейсюжетныхкартинок,выстроенныхвправильнойпоследовательности:анализизобра
жённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой накартинки;
Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной последовательностью,
анализизображённых событий, установление правильной последовательности событий,
объяснениеошибкихудожника,внесениеизмененийвпоследовательностькартинок,составление
устногорассказаповосстановленнойсериикартинок;
Совместнаяработапосоставлениюнебольшихрассказовповествовательногохарактера(например,
рассказослучаяхизшкольнойжизниит.д.);
Совместная работа по составлению небольших рассказов описательного характера
(например,описаниекакрезультатсовместныхнаблюдений,описаниемоделизвуковогосоставас
ловаит.д.);
Самостоятельнаяработа:составлениекороткогорассказапоопорнымсловам;
Учебныйдиалогпорезультатамсовместногосоставлениярассказов,объяснение уместностиили
неуместности использования тех или иных речевых средств, участие в
диалоге,высказываниеиобоснованиесвоейточкизрения;
Слушаниетекста,пониманиетекстаприегопрослушивании;

Устный
опрос;

http://trudovik.ucoz.ua

ОБУЧЕНИЕГРАМОТЕ
Раздел1.Развитиеречи
1.1.

Пониманиетекстаприегопро
слушивании и
присамостоятельном
чтениивслух

Итогопоразделу:

5

Раздел2.Словоипредложение
2.1.

Различение слова
ипредложения. Работа
спредложением:
выделениеслов,изменениеи
хпорядка,распространениеп
редложения.

1

0

1

Совместнаяработа:придумываниепредложениясзаданнымсловом;
Устный
Игровоеупражнение«Снежныйком»:распространениепредложений сдобавлениемсловапоцепочк опрос;
е;
Игра«Живыеслова»(детииграютрольсловвпредложении,идётперестановкасловвпредложении,п
рочтениеполучившегося);

http://trudovik.ucoz.ua

2.2.

Различение слова
иобозначаемого им
предмета.Восприятиесловака
кобъектаизучения, материала
дляанализа.

1

0

0

Совместнаяработа:придумываниепредложениясзаданнымсловом;
Устный
Игровоеупражнение«Снежныйком»:распространениепредложений сдобавлениемсловапоцепочк опрос;
е;
Игра«Живыеслова»(детииграютрольсловвпредложении,идётперестановкасловвпредложении,п
рочтениеполучившегося);

http://trudovik.ucoz.ua

2.3.

Наблюдение над
значениемслова.
Активизация ирасширение
словарногозапаса.Включен
иеслов
впредложение.

1

0

1

Работасмодельюпредложения:изменениепредложениявсоответствиисизменениеммодели;Игров Устный
оеупражнение«Придумайпредложениепомодели»;
опрос;

http://trudovik.ucoz.ua

2.4.

Осознаниеединствазвуковогос
оставасловаиегозначения

Итогопоразделу:

2

0

1

Игра«Исправьошибкувпредложении»(корректировкапредложений, содержащихсмысловыеигр
амматическиеошибки);
Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со
словом,называющимэтотпредмет?»,участиевдиалогепомогаетпервоклассникамначать различать
словоиобозначаемыйимпредмет;

Устный
опрос;

http://trudovik.ucoz.ua

5

Раздел3.Чтение.Графика.
3.1.

Формирование
навыкаслогового чтения
(ориентацияна букву,
обозначающуюгласныйзвук).

3

0

1

Работаспособием«Окошечки»:отработкаумениячитатьслогисизменениембуквыгласног
о;

Практическая
работа;

http://musabiqe.edu.az

3.2.

Плавное слоговое чтение
ичтение целыми словами
соскоростью,
соответствующейиндивидуа
льномутемпу.

3

0

1

Упражнение:соотнесениепрочитанногослогаскартинкой,вназваниикоторойестьэтотслог;

Практическая
работа;

http://musabiqe.edu.az

3.3.

Осознанное чтение
слов,словосочетаний,
предложений.Чтение с
интонациями ипаузами в
соответствии
сознакамипрепинания.

3

0

1

Работавпарах:соединениеначалаиконцапредложенияизнесколькихпредложенныхвариантов;

Практическая
работа;

http://musabiqe.edu.az

3.4.

Развитие осознанности
ивыразительности чтения
наматериаленебольшихтексто
вистихотворений.

2

0

0

Работавпарах:соединениеначалаиконцапредложенияизнесколькихпредложенныхвариантов;

Устный
опрос;

http://musabiqe.edu.az

3.5.

Знакомство с
орфоэпическимчтением (при
переходе
кчтениюцелымисловами).

2

0

0

Игровоеупражнение«Завершипредложение»,отрабатываетсяумениезавершатьпрочитанные неза
конченныепредложениясопоройнаобщийсмыслпредложения;
Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл
предложения;Упражнение:соотноситьпрочитанныепредложенияснужнымрисунком,которыйпе
редаётсодержаниепредложения;

Устный
опрос;

http://musabiqe.edu.az

3.6.

Орфографическое
чтение(проговаривание)каксре
дствосамоконтроля при
письме
поддиктовкуиприсписывании.

3

0

1

Упражнение:соотноситьпрочитанныепредложенияснужнымрисунком,которыйпередаётсодержа Практическая
ниепредложения;
работа;

http://musabiqe.edu.az

3.7.

Звукибуква.Буквакакзнакзв
ука. Различение звука
ибуквы.

3

0

0

Игровоеупражнение«Найдинужнуюбукву»(отрабатываетсяумениесоотноситьзвукисоответству
ющуюемубукву);

http://musabiqe.edu.az

Устный
опрос;

3.8.

Буквы,обозначающиегласныез
вуки. Буквы,
обозначающиесогласныезвуки
.

32

1

3

Игровоеупражнение«Найдинужнуюбукву»(отрабатываетсяумениесоотноситьзвукисоот
ветствующуюемубукву);
Совместнаяработа:объяснениефункциибукв,обозначающихгласныезвукивоткрытомслог
е:буквыгласныхкакпоказательтвёрдости—мягкостипредшествующихсогласныхзвуков;
Упражнение:дифференцироватьбуквы,обозначающиеблизкиепоакустикоартикуляционнымпризнакамсогласныезвуки([с]—[з],[ш]—[ж],[с]—[ш],[з]—[ж],[р]—[л],[ц]—
[ч’]и
т.д.),ибуквы,имеющиеоптическоеикинетическоесходство(о —а,и—у,п—т,л—м,х
—ж,ш—т,в —дит.д.);
Дифференцированноезадание:группировкасловвзависимости отспособаобозначениязвука[й’];

Контрольная
работа;

http://musabiqe.edu.az

3.9.

Овладение
слоговымпринципомрусской
графики.

5

1

0

Игровоеупражнение«Найдинужнуюбукву»(отрабатываетсяумениесоотноситьзвукисоответству
ющуюемубукву);

Контрольная
работа;

http://musabiqe.edu.az

3.10.

Буквыгласныхкакпоказательт
вёрдости—
мягкостисогласныхзвуков.

3

0

0

Совместнаяработа:объяснениефункциибукв,обозначающихгласныезвукивоткрытомслог
е:буквыгласныхкакпоказательтвёрдости—мягкостипредшествующихсогласныхзвуков;

Устный
опрос;

http://musabiqe.edu.az

3.11.

Функциибукв,обозначающихг
ласный звук в открытомслоге:
обозначение гласногозвука и
указание на твёрдостьили
мягкостьпредшествующегосог
ласного.

3

0

0

Совместнаяработа:объяснениефункциибукв,обозначающихгласныезвукивоткрытомслог
е:буквыгласныхкакпоказательтвёрдости—мягкостипредшествующихсогласныхзвуков;

Устный
опрос;

http://musabiqe.edu.az

3.12.

Функциибукве,ё,ю,я.

4

0

1

Совместнаяработа:объяснениефункциибукв,обозначающихгласныезвукивоткрытомслог
е:буквыгласныхкакпоказательтвёрдости—мягкостипредшествующихсогласныхзвуков;

Практическая
работа;

http://musabiqe.edu.az

3.13.

Мягкий знак как
показательмягкости
предшествующегосогласног
о звука в концеслова.
Разные
способыобозначения
буквами звука[й’].

1

0

0

Учебныйдиалог«Зачемнамнужныбуквыьиъ?»,объяснениевходедиалогафункциибуквьиъ;

Устный
опрос;

http://musabiqe.edu.az

3.14.

Функциябуквьиъ.

2

0

0

Учебныйдиалог«Зачемнамнужныбуквыьиъ?»,объяснениевходедиалогафункциибуквьиъ;

Устный
опрос;

http://musabiqe.edu.az

3.15.

Знакомство с
русскималфавитом
какпоследовательностьюбук
в

1

0

0

Рассказучителяобисториирусскогоалфавита,означенииалфавитадлясистематизацииинформаци
и,оважностизнанияпоследовательностибуквврусскомалфавите;
Игровоеупражнение«Повторифрагменталфавита»;И
гра-соревнование«Повториалфавит»;
Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по
алфавиту»;Работавпарах:нахождениеошибоквупорядочиваниисловпоалф
авиту;

Устный
опрос;

http://musabiqe.edu.az

0

0

Слушание чтения учителем фольклорных произведений (на примере русских
народныхсказок: «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Жихарка», «Лисичка -сестричка и
волк» илитературных(авторских):К.И.Чуковский«Путаница»,«Айболит»,«МухаЦокотуха»,СЯМаршак«Тихаясказка»,В.Г.Сутеев«Палочка-выручалочка»);

Устный
опрос;

http://musabiqe.edu.az

Итогопоразделу:

70

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙКУРС
1.1.

Сказка
народная(фольклорная) и
литературная(авторская)

6

1.2.

Произведенияодетяхидляд
етей

9

0

0

Работастекстомпроизведения:читатьпочастям,характеризоватьгероя,отвечатьнавопросыктекс
тупроизведения,подтверждаяответпримерамиизтекста;

Устный
опрос;

http://musabiqe.edu.az

1.3.

Произведения о
роднойприроде

6

0

0

Слушание и чтение поэтических описаний картин природы (пейзажной
Устный
лирики);Беседаповыявлениюпониманиянастроения,переданногоавтором(радость,груст
опрос;
ь,
удивление и др.), определение темы стихотворных произведений (трёх-четырёх по
выбору);Работастекстомпроизведения:различениенаслухстихотворногоинестихотворноготекст
а,определение особенностей стихотворной речи (ритм, созвучные слова (рифма),
нахождениесловисловосочетаний,которыеопределяютзвуковойрисуноктекста(например,«слыш
ать»втекстезвукивесны,«журчаниеводы», «трескигрохотледохода»);
Анализстихотворноготекста,составлениеинтонационногорисункасопоройназнакипрепинания;
Выразительноечтениестихотворенийсопоройнаинтонационныйрисунок;
Сравнение произведений на одну тему разных авторов: А. Н. Майков
«Ласточкапримчалась…»,А.Н.Плещеев«Весна»(отрывок),«Травказеленеет…»,С.Д.Дрожжин
«Пройдёт зима холодная…», С. А. Есенин «Черёмуха», И. З. Суриков «Лето», «Зима», Т.
М.Белозёров«Подснежники»,С.Я.Маршак«Апрель»,И.П.Токмакова«Ручей»,«Весна»,И.С.Со
колов-Микитов«Русскийлес»;
Учебныйдиалогосвоихвпечатлениях,эстетическомвосприятиипрослушанныхпро
изведенийисоставлениевысказывания(неменее3предложений);

http://musabiqe.edu.az

1.4.

Устноенародноетворчество
—малыефольклорныежанры

4

0

0

;
Упражнениевчтениивслух(использоватьслоговоеплавноечтениеспереходомначтениесловами
без пропусков и перестановок букв и слогов), соблюдение норм
произношения,расстановкаударенийпривыразительномчтении;
Анализпотешек,считалок,загадок:поискключевыхслов,помогающихохарактеризоватьжанрпр
оизведенияиназватьего(неменеешестипроизведений);
Учебныйдиалог:объяснениесмыслапословиц,соотнесениеихссодержаниемпроизведения;Раз
ыгрывание в совместной деятельности небольших диалогов с учётом поставленной
цели(организацияначалаигры,веселить,потешать);
Драматизацияпотешек;
Игра«Вспомнииназови»:определениежанровпрослушанныхипрочитанныхпроизведений:поте
шка,загадка,сказка, рассказ,стихотворение;

Устный
опрос;

http://musabiqe.edu.az

1.5.

Произведенияобратьях
нашихменьших

7

0

0

Слушаниепроизведенийоживотных.Например,произведенияН.И.Сладкова«Безслов»,«На одно
мбревне»,Ю.И.Коваля«Бабочка»,Е.И.Чарушина«ПроТомку»,А.Л.Барто«Страшнаяптица»,«Ва
мненужнасорока?»;
Беседаповыявлениюпониманияпрослушанногопроизведения,ответынавопросыовпечатлении
отпроизведения;
Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического
истихотворноготекстов.Например,Е.А.Благинина«Котёнок»,«Влесусмешнаяптица»,«Жук,жук,
где твой дом?», Э. Ю. Шим «Жук на ниточке», В. Д. Берестов «Выводок», «Цыплята», С.В.
Михалков «Мой щенок», «Трезор», «Зяблик», И. П. Токмакова «Купите собаку »,
«Разговорсиницыидятла»,И.А.Мазнин«Давайтедружить»;
Учебныйдиалогпообсуждениюпрочитанногопроизведения:определениетемыиглавноймысли,
осознание нравственно-этического содержания произведения (любовь и забота
обратьяхнашихменьших,бережноеотношениекприроде);

Устный
опрос;

http://musabiqe.edu.az

1.6.

Произведенияомаме

3

0

0

Беседа по выявлению понимания прослушанного/прочитанного произведения, ответы
Устный
опрос;
навопросы о впечатлении от произведения, понимание идеи произведения: любовь к
своейсемье, родным, Родине — самое дорогое и важное чувство в жизни человека.
Например,слушание и чтение произведений П. Н. Воронько «Лучше нет родного края», М.
Ю.Есеновского «Моя небольшая родина», Н. Н. Бромлей «Какое самое первое слово?», А.
В.Митяева«Зачтоялюблюмаму»,В.Д.Берестова«Любилитебябезособыхпричин…»,Г.П.Виеру
«Сколькозвёзднаясномнебе!»,И.С.Соколова-Микитова«Радуга»,С.Я.Маршака
«Радуга»(повыборунеменееодногоавтора);
Работастекстомпроизведения:поискианализключевыхслов,определяющихглавнуюмысльпроизв
едения, объяснение заголовка, поиск значения незнакомого слова с использованиемсловаря;
Учебный диалог: обсуждение значения выражений «Родина-мать», «Родина любимая —
чтоматьродная»,осознаниенравственно-этическихпонятий,обогащениедуховнонравственногоопыта учащихся: заботливое отношение к родным в семье, внимание и любовь к
ним;Выразительное чтение стихотворений с выделением ключевых слов, с соблюдением
нормпроизношения;
Рассказпопредложенномуплануосвоёмродномкрае,городе,селе,освоихчувствахкместу;Задания
напроверкузнанияназваниястраны,вкотороймыживём,еёстолицы;
Работавпарах:заполнениесхемы,проверкаиоценкасвоихрезультатов;
Чтениенаизустьссоблюдениеминтонационногорисункапроизведения(неменее2
произведенийповыбору);
Самостоятельное чтение книг, выбранных по теме «О Родине, о семье» с
учётомрекомендованногосписка,представление(рассказ)опрочитанномпроизведениипопредлож
енномуалгоритму;

http://musabiqe.edu.az

1.7.

Фольклорныеиавторские
произведения о чудесах
ифантазии

4

0

0

Упражнениевчтениистихотворныхпроизведенийочудесахипревращении,словеснойигреифант
Устный
азии (не менее трёх произведений). Например, К. И. Чуковский «Путаница», И.
опрос;
П.Токмакова«Мыиграливхохотушки»,И.М.Пивоварова «Кулинаки пулинаки»,«Япалочкойволшебной…», В В Лунин «Я видела чудо», Р. С. Сеф «Ч удо», Б. В.
Заходер
«Моявообразилия»,Ю.П.Мориц«Стофантазий»,Ю.Тувим«Чудеса»,английскиенародныепесни
инебылицывпереводеК.И.ЧуковскогоиС. Я. Маршака;
Работастекстомпроизведения:выделениеключевыхслов,которыеопределяютнеобычность,сказоч
ность событий произведения, нахождение созвучных слов (рифм), наблюдение заритмом
стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на
знакипрепинания,объяснениезначениясловасиспользованиемсловаря;
Беседанатему«Окакомчудетымечтаешь»,передачасвоихвпечатленийотпрочитанногопроизведе
нияввысказывании(неменее3предложений)иливрисунке;

http://musabiqe.edu.az

1.8.

Библиографическаякультура(
работасдетскойкнигой)

1

0

0

;
Экскурсиявбиблиотеку,нахождениекнигипоопределённойтеме;
Участиевбеседе:обсуждениеважностичтениядляразвитияиобучения,использованиеизученныхп
онятийвдиалоге;
Группировкакнигпоизученнымразделамитемам;
Поискнеобходимойинформациивсловаряхисправочникахобавторахизученныхпроизведений;
Рассказ о своих любимых книгах по предложенному
алгоритму;Рекомендацииполетнемучтению,оформлениедневникачитателя
;

Устный
опрос;

http://musabiqe.edu.az

Итогопоразделу:

40

Резервноевремя

12

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОП
РОГРАММЕ

132

2

11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2
частях).Учебник.1класс.Акционерноеобщество«Издательство«Просвещение»;
Введитесвойвариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В,Голованова,Литературноечтение.1класс:Учебник
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
http://ru.wikipedia.org/http://a
rch.rgdb.ru/xmlui/http://schoo
l-collection.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
Справочныетаблицы,карточкисослогами,схемызвуков,слогов,слов,предложений,предметныекарти
нки.
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ,ДЕМО
НСТРАЦИЙ
Мультимедийныйпроектор,ноутбук,диски,экран.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)22-30-68, +7(3012)22-23-59

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».