Рабочая программ литературное чтение 1 класс РО

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Улан-Удэ

Соглосовано
на заседании МО
протокол № 7 от « 15» 06 2022г.
Руководитель МО Б.Б.Аюшеева

Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ №9»
___________ В.В.Иванов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3209188)
учебного предмета
«Литературное чтение»

для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Аюшеева Бэла Бадмаевна
Учитель начальных классов

г.Улан-Удэ 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,
творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих
способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями
детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной
литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который
изучается в основной школе.
Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным
интегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 ч.: 100 ч. предмета «Русский язык» и 80 ч.
предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение
предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе
отводится не менее 10 учебных недель, суммарно 132 часа

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения
предмета«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также
будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,
фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет;
эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений
художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений).
Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в
сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и
литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных
произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и
литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к
природе, людям, предметам).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему
посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие
качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение,
сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н.
Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С.
В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая
оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения
и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о
природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А.
К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А.
Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена
года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с
прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое
произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного
края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение.
Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок
выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений).
Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их
назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров.
Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума,
сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания
жизненных правил.
Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору). Животные — герои
произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных —
воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и
научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки,
речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание
нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме
(не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л.
Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и
др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к
другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений).
Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в
обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с
необычными, сказочными, фантастическими.
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга —
источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в
книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития
и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений,
развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и
духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений
и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки

произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного

текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

—

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

—

готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
— понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных
ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в
художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных
народов;
— владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать
осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для
восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без
отметочного оценивания);
— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2
стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
— различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и
художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и
литературные), рассказы, стихотворения);

— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по
фактическому содержанию произведения;
— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного
произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать
поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с
использованием словаря;
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы
о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор,
герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из
текста;
— пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности
событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
— составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по
заданному алгоритму;
— сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
— выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом
рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
— обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количествочасов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

всего

контрольные
работы

практические
работы

1

0

0

02.09.2022
08.09.2022

Слушание текста, понимание текста при его прослушивании;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Раздел 1. Развитие речи
1.1.

Понимание текста при его прослушивании и
при самостоятельном чтении вслух

Итого по разделу:

1

Раздел 2. Слово и предложение
2.1.

Различение слова и предложения. Работа с
предложением: выделение слов, изменение их
порядка, распространение предложения.

2

0

0

12.09.2022
15.09.2022

Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

2.2.

Различение слова и обозначаемого им предмета.
Восприятие слова как объекта изучения,
материала для анализа.

2

0

0

19.09.2022
21.09.2022

Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со
словом, называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает
первоклассникам начать различать слово и обозначаемый им предмет;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

2.3.

Наблюдение над значением слова.
Активизация и расширение словарного запаса.
Включениеслов
в предложение.

2

0

0

22.09.2022
26.09.2022

Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка
слов в предложении, прочтение получившегося);

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

2.4.

Осознание единства звукового состава слова
и его значения

2

0

0

27.09.2022
29.09.2022

Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении,
обозначение слов полосками;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

Итого по разделу:

8

Раздел 3. Чтение. Графика.
3.1.

Формирование навыка слогового чтения
(ориентация на букву, обозначающую гласный
звук).

8

0

0

03.10.2022
13.10.2022

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением
буквы гласного;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

3.2.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу.

4

0

0

17.10.2022
20.10.2022

Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой
есть этот слог;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

3.3.

4
Осознанное чтение слов, словосочетаний,
предложений. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания.

0

0

24.10.2022
27.10.2022

Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых
изображены соответствующие предметы;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

3.4.

Развитие осознанности и выразительности
чтения на материале небольших текстов и
стихотворений.

4

0

0

31.10.2022
03.11.2022

Рассказ учителя о важности двух видов чтения: орфографического и
орфоэпического, о целях этих двух видов чтения;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

3.5.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при
переходе к чтению целыми словами).

8

0

0

07.11.2022
17.11.2022

Практическая работа: овладение орфоэпическим чтением;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

3.6.

Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.

4

0

0

21.11.2022
24.11.2022

Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой
есть этот слог;
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых
изображены соответствующие предметы;

https://uchi.ru/
Устный
опрос;
Письменныйк
онтроль;

3.7.

Звук и буква. Буква как знак звука.
Различениезвука и буквы.

3

0

0

28.11.2022
30.11.2022

Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение
соотносить звук и соответствующую ему букву);

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

3.8.

Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы,
обозначающие согласные звуки.

7

0

0

01.12.2022
13.12.2022

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в
открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;
Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа
обозначения звука [й’];

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

3.9.

Овладение слоговым принципом русской
графики.

6

0

0

14.12.2022
22.12.2022

Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустикоартикуляционным признакам согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш],
[з] — [ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и
кинетическое сходство ( о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д и т.
д.);

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

3.10.

Буквы гласных как показатель твёрдости —
мягкости согласных звуков.

5

0

0

09.01.2023
16.01.2023

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в
открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

3.11.

Функции букв, обозначающих гласный звук в
открытом слоге: обозначение гласного звука и
указание на твёрдость или мягкость
предшествующего согласного.

7

0

0

17.01.2023
26.01.2023

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в
открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

3.12.

Функции букв е, ё, ю, я.

8

0

0

30.01.2023
09.02.2023

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в
открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

3.13.

Мягкий знак как показатель мягкости предшест
‐вующего согласного звука в конце слова.
Разныеспособыобозначениябуквами звука [й’].

6

0

0

20.02.2023
28.02.2023

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога
функции букв ь и ъ;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

3.14.

Функция букв ь и ъ.

3

0

0

01.03.2023
06.03.2023

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога
функции букв ь и ъ;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

3.15.

Знакомство с русским алфавитом как
последовательностью букв

3

0

0

07.03.2023
09.03.2023

Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение
соотносить звук и соответствующую ему букву);
Игра-соревнование «Повтори алфавит»;
Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту»;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

0

0

13.03.2023
21.03.2023

Слушание чтения учителем фольклорных произведений (на примере русских
народных сказок: «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Жихарка», «Лисичкасестричка и волк» и литературных (авторских): К. И. Чуковский
«Путаница»,«Айболит», «Муха-Цокотуха», С Я Маршак «Тихая сказка», В. Г.
Сутеев«Палочка-выручалочка»);

https://uchi.ru/
Устный
опрос;
Письменныйк
онтроль;

Итого по разделу:

80

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
1.1.

Сказка народная (фольклорная) и литературная
(авторская)

6

1.2.

Произведения о детях и для детей

9

1

0

22.03.2023
12.04.2023

Упражнение в чтении вслух разножанровых произведений о детях (использовать
слоговое плавное чтение с переходомна чтение словами без пропусков и
перестановок букв и слогов);

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://uchi.ru/

1.3.

Произведения о родной природе

6

1

0

13.04.2023
24.04.2023

Слушание и чтение поэтических описаний картин природы (пейзажной лирики);

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://uchi.ru/

1.4.

Устное народное творчество — малые
фольклорные жанры

4

0

0

25.04.2023
01.05.2023

Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом
на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов), соблюдение
норм произношения, расстановка ударений при выразительном чтении;

https://uchi.ru/
Устный
опрос;
Письменныйк
онтроль;

1.5.

Произведения о братьях наших меньших

7

1

0

02.05.2023
15.05.2023

Слушание произведений о животных. Например, произведения Н. И.
Сладкова«Без слов», «На одном бревне», Ю. И. Коваля «Бабочка», Е. И.
Чарушина «Про Томку», А. Л. Барто «Страшная птица», «Вам не нужна
сорока?»;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://uchi.ru/

1.6.

Произведения о маме

3

1

0

16.05.2023
18.05.2023

Учебный диалог: обсуждение значения выражений «Родина-мать», «Родина
любимая — что мать родная», осознание нравственно-этических понятий,
обогащение духовно-нравственного опыта учащихся: заботливое отношение к
родным в семье, внимание и любовь к ним;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://uchi.ru/

1.7.

Фольклорные и авторские произведения о
чудесах и фантазии

4

1

0

22.05.2023
25.05.2023

Беседа на тему «О каком чуде ты мечтаешь», передача своих впечатлений от
прочитанного произведения в высказывании (не менее 3 предложений) или в
рисунке;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://uchi.ru/

1.8.

Библиографическая культура (работа с детской
книгой)

1

0

0

26.05.2023

Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника читателя;

Устныйо
прос;

https://uchi.ru/

5

0

Итого по разделу:

40

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

129

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

1
Слова как название
предметов.Введение модели
слова.

0

0

02.09.2022 Устный
опрос;

2.

1
Постановка вопроса к
словам, называющим живые
и неживые предметы

0

0

05.09.2022 Устный
опрос;

3.

Слова, называющие
предметы и действия.

1

0

0

06.09.2022 Устный
опрос;

4.

Слова, называющие
признаки

1

0

0

07.09.2022 Устный
опрос;

5.

Связь слов в высказывании

1

0

0

08.09.2022 Устный
опрос;

6.

Способ определения
количества слов в
высказывании

1

0

0

12.09.2022 Устный
опрос;

7.

Служебные слова

1

0

0

13.09.2022 Устный
опрос;

8.

Звуки речи как:
«строительный
материал»языкаСпособ
выделения звуков в слове

1

0

0

14.09.2022 Устный
опрос;

9.

Слог как минимальная
произносительная единица

1

0

1

15.09.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

10.

Гласные и согласные
звуки.Слогообразующая
роль гласных звуков.

1

0

0

19.09.2022 Устный
опрос;

11.

Деление слов на слоги

1

0

0

20.09.2022 Устный
опрос;

12.

Смыслоразличительная роль 1
гласных и согласных звуков

0

0

21.09.2022 Устный
опрос;

13.

Ударение.
1
Смыслоразличительная роль
ударения в слове

0

0

22.09.2022 Устный
опрос;

14.

Звонкие и глухие согласные
звуки, их
смыслоразличительная роль

1

0

0

26.09.2022 Устный
опрос;

15.

Твердые и мягкие согласные 1
звуки, их
смыслоразличительная роль

0

0

27.09.2022 Устный
опрос;

16.

Буква как знак звука

1

0

0

28.09.2022 Устный
опрос;

17.

Буквы гласных А, О

1

0

0

29.09.2022 Устный
опрос;

18.

Буквы гласных У, Ы

1

0

0

03.10.2022 Устный
опрос;

19.

Буква гласного Э

1

0

0

04.10.2022 Устный
опрос;

20.

Буквы согласных Л,М.
Способы послогового
письма и чтения

1

0

0

05.10.2022 Устный
опрос;

21.

Буквы согласных Л, М.
Способы послогового
письма и чтения

1

0

0

06.10.2022 Устный
опрос;

22.

Согласные буквы Н,Р.
Представление об
орфограмме

1

0

0

10.10.2022 Устный
опрос;

23.

Согласные буквы Н,Р.
Представление об
орфограмме

1

0

0

11.10.2022 Устный
опрос;

24.

Обозначение твёрдостимягкости согласных с
помощью букв А-Я

1

0

0

12.10.2022 Устный
опрос;

25.

Употребление Л,Н,Р для
обозначения твёрдых и
мягких согласных звуков.
Конкретизацияалгоритмовп
исьма и чтения

1

0

0

13.10.2022 Устный
опрос;

26.

Употребление Л,Н,Р для
обозначения твёрдых и
мягких согласных звуков.
Конкретизацияалгоритмовп
исьма и чтения

1

0

0

17.10.2022 Устный
опрос;

27.

Обозначение твёрдости,
мягкости согласных букв с
помощью букв О-Е, Э-Е, ЫИ, У-Ю

1

0

0

18.10.2022 Устный
опрос;

28.

Обозначение твёрдости,
мягкости согласных букв с
помощью букв О-Е, Э-Е, ЫИ, У-Ю

1

0

0

19.10.2022 Устный
опрос;

29.

Обозначение твёрдости,
мягкости согласных букв с
помощью букв О-Е, Э-Е, ЫИ, У-Ю

1

0

0

20.10.2022 Устный
опрос;

30.

Обозначение твёрдости,
мягкости согласных букв с
помощью букв О-Е, Э-Е, ЫИ, У-Ю

1

0

0

31.10.2022 Устный
опрос;

31.

Обозначение твёрдости,
мягкости согласных букв с
помощью букв О-Е, Э-Е, ЫИ, У-Ю

1

0

0

01.11.2022 Устный
опрос;

32.

Буква Г, ее работа

1

0

0

02.11.2022 Устный
опрос;

33.

Буква К, ее работа

1

0

0

03.11.2022 Устный
опрос;

34.

Буквы Д,Т, их работа

1

0

0

07.11.2022 Устный
опрос;

35.

Буквы Д,Т, их работа

1

0

0

08.11.2022 Устный
опрос;

36.

Буквы В, Ф, их работа

1

0

0

09.11.2022 Устный
опрос;

37.

Буквы В, Ф, их работа

1

0

0

10.11.2022 Устный
опрос;

38.

Буквы В, Ф, их работа

1

0

0

14.11.2022 Устный
опрос;

39.

Общее правило переноса.
Алгоритм записи
высказывания

1

0

0

15.11.2022 Устный
опрос;

40.

Буквы З,С, их работа

1

0

0

16.11.2022 Устный
опрос;

41.

Буквы З,С, их работа

1

0

0

17.11.2022 Устный
опрос;

42.

Буквы З,С, их работа

1

0

0

21.11.2022 Устный
опрос;

43.

Буквы З,С, их работа

1

0

0

22.11.2022 Устный
опрос;

44.

Буквы Б,П, их работа

1

0

0

23.11.2022 Устный
опрос;

45.

Буквы Б,П, их работа

1

0

0

24.11.2022 Устный
опрос;

46.

Буквы Б,П, их работа

1

0

0

28.11.2022 Устный
опрос;

47.

Буквы Б,П, их работа

1

0

0

29.11.2022 Устный
опрос;

48.

Буквы Б,П, их работа

1

0

0

30.11.2022 Устный
опрос;

49.

Буква Х, ее работа

1

0

0

01.12.2022 Устный
опрос;

50.

Буква Х, ее работа

1

0

0

05.12.2022 Устный
опрос;

51.

Обозначение мягкости
согласных звуков с
помощью буквы Ь

1

0

0

06.12.2022 Устный
опрос;

52.

Обозначение мягкости
согласных звуков с
помощью буквы Ь

1

0

0

07.12.2022 Устный
опрос;

53.

Обозначение звука [й] с
помощью буквы Й

1

0

0

08.12.2022 Устный
опрос;

54.

Обозначение звука Й с
помощью букв Я, Е

1

0

0

12.12.2022 Устный
опрос;

55.

Обозначение звука Й с
помощью букв Я, Е

1

0

0

13.12.2022 Устный
опрос;

56.

Обозначение звука Й с
помощью букв Я, Е

1

0

0

14.12.2022 Устный
опрос;

57.

Работа гласных букв
(систематизация)

1

0

0

15.12.2022 Устный
опрос;

58.

Работа гласных букв
(систематизация)

1

0

0

19.12.2022 Устный
опрос;

59.

Буквы Ж, Ш, их работа

1

0

0

20.12.2022 Устный
опрос;

60.

Буквы Ж, Ш, их работа

1

0

0

21.12.2022 Устный
опрос;

61.

Обозначение гласных звуков 1
после букв Ж и Ш.
Орфограмма ЖИ,ШИ

0

0

22.12.2022 Устный
опрос;

62.

Обозначение гласных звуков 1
после букв Ж и Ш.
Орфограмма ЖИ,ШИ

0

0

26.12.2022 Устный
опрос;

63.

Обозначение гласных звуков 1
после букв Ж и Ш.
Орфограмма ЖИ,ШИ

0

0

09.01.2023 Устный
опрос;

64.

Обозначение гласных звуков 1
после букв Ж и Ш.
Орфограмма ЖИ,ШИ

0

0

10.01.2023 Устный
опрос;

65.

Буквы Ч, Щ, их работа

1

0

0

11.01.2023 Устный
опрос;

66.

Обозначение гласных звуков 1
после букв Ч и Щ.

0

0

12.01.2023 Устный
опрос;

0

0

16.01.2023 Устный
опрос;

0

0

17.01.2023 Устный
опрос;

0

0

18.01.2023 Устный
опрос;

Орфограмма ЧА-ЩА, ЧУЩУ
67.

Обозначение гласных звуков 1
после букв Ч и Щ.
Орфограмма ЧА-ЩА, ЧУЩУ

68.

Обозначение гласных звуков 1
после букв Ч и Щ.
Орфограмма ЧА-ЩА, ЧУЩУ

69.

Простейшая транскрипция

1

70.

Правописание сочетаний
ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН.

1

0

0

19.01.2023 Устный
опрос;

1

0

0

23.01.2023 Устный
опрос;

Обозначение мягкости звука
Л перед согласным звуком
71.

Правописание сочетаний
ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН.
Обозначение мягкости звука
Л перед согласным звуком

72.

Обозначение мягкости
согласных звуков
(систематизация)

1

0

0

24.01.2023 Устный
опрос;

73.

Выбор букв О-Е, после букв, 1
обозначающие шипящие
звуки (наблюдение)

0

0

25.01.2023 Устный
опрос;

74.

Буква Ц, ее работа

1

0

0

26.01.2023 Устный
опрос;

75.

Обозначение гласных звуков 1
после Ц. Выбор букв И,Ы
после Ц (наблюдение)

0

0

30.01.2023 Устный
опрос;

76.

Обозначение гласных звуков 1
после Ц. Выбор букв И,Ы
после Ц (наблюдение)

0

0

31.01.2023 Устный
опрос;

77.

Обозначение гласных звуков 1
после Ц. Выбор букв И,Ы
после Ц (наблюдение)

0

0

01.02.2023 Устный
опрос;

78.

Обозначение гласных звуков 1
после Ц. Выбор букв И,Ы
после Ц (наблюдение)

0

0

02.02.2023 Устный
опрос;

79.

Обозначение гласных звуков 1
после Ц. Выбор букв И,Ы
после Ц (наблюдение)

0

0

06.02.2023 Устный
опрос;

80.

Обозначение звука Й с
помощью разделительных Ь
и Ъ. Обозначение звука Й в
разных позициях

1

0

0

07.02.2023 ;
;
Устный
опрос;

81.

Обозначение звука Й с
помощью разделительных Ь
и Ъ. Обозначение звука Й в
разных позициях

1

0

0

08.02.2023 Устный
опрос;

82.

Обозначение звука Й с
помощью разделительных Ь
и Ъ. Обозначение звука Й в
разных позициях

1

0

0

09.02.2023 Устный
опрос;

83.

Русский алфавит

1

0

0

20.02.2023 Устный
опрос;

84.

Русский алфавит

1

0

0

21.02.2023 Устный
опрос;

85.

Обобщение способов письма 1
и чтения

0

0

22.02.2023 Устный
опрос;

86.

Обобщение способов письма 1
и чтения

0

0

23.02.2023 Устный
опрос;

87.

Обобщение способов письма 1
и чтения

0

0

27.02.2023 Устный
опрос;

88.

Обобщение способов письма 1
и чтения

0

0

28.02.2023 Устный
опрос;

89.

Обобщение способов письма 1
и чтения

0

0

01.03.2023 Устный
опрос;

90.

Обобщение способов письма 1
и чтения

0

0

02.03.2023 Устный
опрос;

91.

Обобщение способов письма 1
и чтения

0

0

06.03.2023 Устный
опрос;

92.

Проверочная работа

1

0

1

07.03.2023 Письменный
контроль;

93.

Прощание с букварем

1

0

0

09.03.2023 Устный
опрос;

94.

Чудеса природы. М.Я.
Бородицкая «Зима сбежала
...».

1

0

0

13.03.2023 Устный
опрос;

95.

Я.Л. Аким «Апрель»

1

0

0

14.03.2023 Устный
опрос;

96.

Наступление весны в сказке. 1
Н.И. Сладков «Медведь и
Солнце»

0

0

15.03.2023 Устный
опрос;

97.

Э.Ю. Шим «Весна»

0

0

16.03.2023 Устный
опрос;

1

1

0

0

20.03.2023 Устный
опрос;

Тема рассказа. Э.Ю.
Шим«Ландыш», И.С.
Соколов-Микитов
«Ландыши»
100. Тон в поэтическом тексте.
П.С. Соловьева
«Подснежник»

1

0

0

21.03.2023 Устный
опрос;

1

0

0

22.03.2023 Устный
опрос;

101. Читай,
удивляйся,
размышляй!
102.
102. Читай,
удивляйся,
размышляй!
103. 103. Проверочная работа №1

1

0

0

23.03.2023 Устный
опрос;

1

0

0

03.04.2023 Устный
опрос;

1

1

0

04.04.2023 Контрольная
работа;

104. 104. Настроения героев.
Г.М. Кружков «Пёс
прогноз»
105. 105. Настроения героев.
Г.М. Кружков «Пёс
прогноз»
106. Темп в поэтическом тексте.
С.Я. Маршак «Дождь»

1

0

0

05.04.2023 Устный
опрос;

1

0

0

06.04.2023 Устный
опрос;

1

0

0

10.04.2023 Устный
опрос;

107. Прогнозирование событий
по рассказу. Б.А.
Павлов«Капли-Сережки»

1

0

0

11.04.2023 Устный
опрос;

108. Прогнозирование событий
по рассказу. Б.А.
Павлов«Капли-Сережки»

1

0

0

12.04.2023 Устный
опрос;

109. 109. Выбор заголовка к тесту. 1
Определение темы и
основной мысли текста.

0

0

13.04.2023 Устный
опрос;

1

0

0

17.04.2023 Устный
опрос;

1

0

0

18.04.2023 Устный
опрос;

98.

Настроение автора. К.Г.
Паустовский «Стальное
колечко»

99.

101.

Э.Ю. Шим «Цветной
венок»
110. 110. Явление природы. К.Д.
Ушинский «Солнце и
радуга», В.А.
Жуковский«Загадка»
111.

111. Читай,
удивляйся,
размышляй!

112. Читай,
удивляйся,
размышляй!
113. 113. Проверочная работа №2

1

0

0

19.04.2023 Устный
опрос;

1

1

0

20.04.2023 Контрольная
работа;

114. Составление высказывания, 1
содержащего описание. Е.И.
Матвеева Описание облака

0

0

24.04.2023 Устный
опрос;

115. 115. Чудеса в природе
1
И.П. Токмакова
«В чудной
стране»
116. 116. Чудеса в природе
1
И.П. Токмакова
«В чудной
стране»
117. В.В. Лунин «Я видела чудо» 1

0

0

25.04.2023 Устный
опрос;

0

0

26.04.2023 Устный
опрос;

0

0

27.04.2023 Устный
опрос;

118. 118. Описание чуда в
поэтическом тексте.
Н.А.

0

0

01.05.2023 Устный
опрос;

0

0

02.05.2023 Устный
опрос;

0

0

03.05.2023 Устный
опрос;

0

0

04.05.2023 Устный
опрос;

112.

1

Кончаловская «Про овощи»
119. 119. «Диалог героев».
1
В.Д. Берестов
«Честное
гусеническое»
120. 120. «Диалог героев».
1
В.Д. Берестов
«Честное
гусеническое»
121. Сопоставление образов. А.А. 1
Фет «Бабочка» Н.Н.
Матвеева
«Солнечныйзайчик»
122. Читай,
удивляйся,
размышляй!
123. 123. Проверочная работа №3

1

0

0

08.05.2023 Устный
опрос;

1

1

0

10.05.2023 Контрольная
работа;

124. 124. Способ
интонирования
песни. С. Чёрный
«Песня солнечного
125. Проникновение
в замысел
луча»
автора. Н.К.
Абрамцева«Стеклышко»

1

0

0

11.05.2023 Устный
опрос;

1

0

0

15.05.2023 Устный
опрос;

122.

126. Проникновение в замысел
автора. Н.К.
Абрамцева«Стеклышко»

1

0

0

16.05.2023 Устный
опрос;

127. Ю.И. Коваль «Фиолетовая
птица»

1

0

0

17.05.2023 Устный
опрос;

128. 128. Проверочная работа №4

1

1

0

18.05.2023 Контрольная
работа;

129. Читай,
удивляйся,
размышляй!
130.
130. Читай,
удивляйся,
размышляй!
131. 131. Итоговая
проверочная работа

1

0

0

22.05.2023 Устный
опрос;

1

0

0

23.05.2023 Устный
опрос;

1

1

0

24.05.2023 Контрольная
работа;

132. Подведение итогов учебного 1
года. Анализ итоговой
работы.

0

0

25.05.2023 Устный
опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

5

2

129.

132

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Матвеева Е.И., Матвеев А.А., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 1 класс. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
Матвеева Е.И., Литературное чтение. Учебник. 1 класс. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»;
АО«Издательство Просвещение»;
В.В. Репкин;
Е.В. Восторгова;
В.А.Левин Букварь (в 2-х частях) ;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебно-наглядное пособие
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, наглядное пособие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)22-30-68, +7(3012)22-23-59

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».