Рабочая программа История Древнего мира 5 класс

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Улан-Удэ

Соглосовано

Утверждаю

на заседании МО

Директор МАОУ «СОШ №9»

протокол № 7 от « 15» 06 2022г.

___________

Руководитель МО В.Б Балагунова

В.В.Иванов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
«История древнего мира»
для 5 класса среднего общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: учитель историиС. Д. Гармаева

Улан - Удэ

2022
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета «История»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом
в становление личности молодого человека. История представляет собирательную
картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта.
Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня всей страны и мира в целом. История дает
возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и
будущего.
Цели изучения учебного предмета «История»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны,
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются
Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:








Формирование у молодого поколения гражданских, этнонациональных,
социальных, культурных ориентиров. Изучение знаний обосновных этапах
развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечествумногонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
Развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и прошлого, настоящего, рассматривать
события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
Формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном,
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса
«История России» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории
в школе. – 2020. №8 с.7-8).

Место учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения
составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа при 34 учебных неделях.
Содержание учебного предмета
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные)
исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).
Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия
первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и
собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление
ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к
соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования
первобытных людей. Искусство первобытных людей.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение
государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон,
вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия,
скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения Египта с соседними народами. Египетское
войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и
гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия,
математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирусы). Открытие Ж.Ф.
Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Завоевания ассирийцев.
Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление
Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилон.

Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел,
караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация.
Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского
государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I.
Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии,
управление империей. Религия персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства.
Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное
устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания.
Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос,
литература, художественная культура, научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни
населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. ЦиньШихуанди.
Возведение Великой китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи:
правители и поданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и
торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные
знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм.
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на
Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции
(Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера
«Илиада», «Одиссея».
Греческие города полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла.
Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая
греческая колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение.
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного
дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при
Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при
Фермопилах. Захват персами Аттики. Победа греков в Саламинском сражении, при
Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.

Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь.
Развитие рабовладения. Пелопонесская война: причины, участники, итоги. Упадок
Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая
философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура,
скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные
состязания) Общегреческие игры на Олимпии.
Македонские завоевания
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими
полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке.
Распад державы Македонского. Эллинские государства Востока. Культура
эллинистического мира. Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и населениеАпеннинского полуострова в древности. Этрусские городагосударства. Население этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.
Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско.
Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу.
Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война
и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских
войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между
наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и
правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство.
Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение
христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение
Римской империи на Западную и Восточную части. Начало Великого переселения
народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук.
Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение

Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
Планируемы результаты
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
К
важнейшим
личностным
результатам
изучения
истории
в
основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся
следующие убеждения и качества:
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культур Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины- России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам, трудовым достижениям народа;
Уважение символам Росси, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
В сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
Активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
Неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих
ущерб социальной и природной среде;
В духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностях народов России; ориентация на моральные ценностии нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое
поведение и поступки, а также поведение других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков;
В понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о
развитии человека и общества, о социальном, культурном нравственном
опытепредшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий
прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как
важной составляющей современного общественного сознания;
В сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей
страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей как воплощения
ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и
мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
уважение к культуре своего и других народов;
В формировании ценностного отношения к жизни, здоровью: осознает ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе и на примерах из истории); представление об
идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических
обществах (в античном мире, в эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

В сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о
разнообразии существовавших в прошлом и в современных профессий; уважения к труду
и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;
В сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия
человека с природой; осознание глобального характера экологических проблем
современного общества и необходимости защиты окружающей среды; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности;
В сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте
адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для
конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми
логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в таблице,
схеме);и выявлять характерные черты исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и
различия; формулировать и обосновывать выводы;
Владение базовыми исследовательскими действиями: определить познавательную задач;
намечать путь ее решения, осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию
исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимися знаниями;
определять новизну и обоснованность полученного результат; представлять результаты
своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, реферат и т.д.);
Работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации (учебник, тексты исторических источников, научно- популярная литература
интернет-ресурсы и т.д.) – извлекать информацию из источника; различать виды
источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и
значении
информацииисточника (по критериям, предложенным учителем или
сформулировать самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
Общение: представлять особенности взаимодействия в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личности прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку
зрения, публично представлять результаты выполненного проекта, исследования.
Осуществление совместной деятельности: осознать на основе исторических примеров
значения совместной работ как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты и т.д.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
Владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной деятельности
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий, определение
способа решения);
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
Выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого человека
(исторических ситуациях и окружающей действительности);
Регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. знание хронологии, работа с картой: объяснять смысл основных хронологических
понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать
принадлежность события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории
Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры;
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
Указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
событий истории Древнего мира; группировать, систематизировать факты по
заданному признаку
3. Работа с исторической картой:
Находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты
(расселение человеческих общностей в эпоху первобытного строя, Древнего мира,
территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших
исторических событий) используя легенду карты;
Устанавливать на основе картографических картографических сведений связь
между условиями среды обитания людей и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
Называть и различать основные типы исторических источников (письменные,
визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
Различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в
последующие эпохи;
5. Историческое описание (реконструкция):
Характеризовать условия жизни людей в древности;
Рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
Рассказывать об исторических личностях Древнего мира;
Давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и
древнейших цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные
черты: а) государственного устройства древних обществ б) положение основных
групп населения в) религиозных верований людей в древности;
Сравнивать исторические явления, определять их черты;
Иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;

Объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого;
Излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории,
приводимые в учебной литературе;
Высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей
прошлого, к памятникам культуры;
8. Применение исторических знаний:
Раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость
сохранения их в современном мире;
Выполнять учебные проекты по истории Первобытности, Древнего мира. (в т.ч. с
привлечением регионального материала), оформить полученные результаты в
форме сообщения, альбома и т.д.
Тематическое планирование

№
п/п

Наименование
Коли
разделов и тем честв
программы
о
часов

Раздел 1. Введение
1.1 Введение

2

Раздел 2. Первобытность
Первобытность 4

Дата
изуче
ния

Виды деятельности

Виды и Электронные
формы
образовательны
контроля е ресурсы
деятельн
ости

Рассказ о том, как историки
узнают о прошлом;
приводить примеры
вещественных и
письменныхисторических
источников.
Термины: история,
хронология, археология,
этнография, нумизматика;
характеризовать отрезки
времени (год, век,
тысячелетие, до н.э., н.э.)
Размещать на ленте
времени даты событий,
происшедших до н.э., и в
н.э.;
Объяснить какая
историческая и
географическая
информация содержится на
исторических картах.

Устный
опрос

Показать на карте места
расселения
древнейших
людей,
известные
историкам; рассказать о
занятиях
первобытных
людей, о первых орудиях

Устный
опрос.
Письмен
ный
контроль

Vvdnee_urok.ru

труда. Овладение огнем.
Рисунки
первобытных
людей. Верования древних
людей
Понятия: присваивающее
хозяйство, язычество, миф;
Переход к земледелию и
скотоводству,
ремеслу.
Производящее хозяйство.
Родовая община. Племя.
Соседская община, вождь,
старейшина,
знать.
Признаки цивилизации
Раздел 3. Древний Восток
Древний
7
Египет

Древние
цивилизации
Месопотамии

4

Природные условия Египта,
их влияние на занятия
населения.
Что
способствовало появлению
в Древнем Египте сильной
государственной власти?
Объединение Египта его
значение.
Термины:
фараон, жрец,
Условия жизни древних
египтян
(вельможи,
чиновники,
жрецы,
земледельцы,
ремесленники); Основные
направления
завоевательных
походов
фараонов
Египта;
Организация вооружение
египетского войска. Чем
прославился фараон Рамсес
II; Египетские пирамиды.
Мифы Древнего Египта их
главные идеи.
Письменность
(особенности
письма,
материал
для
письма)
Вклад Ж. Ф. Шампальона в
изучение истории Древнего
Египта.
Понятия
и
термины:
пирамида, сфинкс, рельеф,
фреска
Природные условия
Месопотамии. Занятия.
Древнейшие города –
государства Месопотамии;
Понятия и термины:
клинопись, эпос, зиккурат.

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
Тестиров
ание

Устный
опрос
Письмен
ный
контроль
Контроль

Восточное
2
Средиземномор
ье в древности

Персидская
держава

2

Древняя Индия

2

Древний Китай

3

Вавилонское царство. Царь
Хаммурапи и его законы.
В чем ценность законов?
Ассийрийская столица
Ниневия, ее
достопримечательности,
причины ее расцвета. Новое
возвышение Вавилона при
царе НАВУХОДОНОСОРЕ.
Смысл выражения
«Вавилонская башня»;
Природные условия
Восточного
Средиземноморья и их
влияние на занятия людей.
Понятия: колония,
колонизация, алфавит;
Древние государства
Палестины. Царь Соломон.
Понятия: и термины:
монотеизм, иудаизм,
пророк, Ветхий завет

ная
работа

Мидийцы
и
персы.
Завоевания Кира Великого.
Борьба
за
власть
в
Персидской
державе.
Персидская держава при
Дарии I. Религиядревних
персов.
Природные
условия
Древней Индии, занятия
населения.
Древнейшие
индийские
города.
Понятия:
арии,
раджа,
варна,
каста,
брахман,
Веды, санскрит.
Верования
древних
индийцев. Возникновение
буддизма.
Поэмы «Махабхарата» и
«Рамаяна»
Природные
условия
Дренвнего Китая. Занятия
населения.
Империя Цинь. Создание
единого
государства.
Деятельность императора
ЦиньШихуанди.
Достижения
древних
китайцев
в
развитии
ремесел и торговли.

Устный
опрос

Устный
опрос

Устный
опрос

Устный
опрос
Зачет

Восстания
населения
Древнего Китая, их итоги.
Понятия, термины: Великая
Китайская стена, Великий
шелковый путь, пагода,
иероглиф, каллиграфия.
Учение
Конфуция.
Досижения китайцев в
развитии культуры.
Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая
4
Природные
условия.
Греция
Занятия
населения.
Древнейшие государства на
Крите. Расцвет и гибель
Минойской цивилизации.
Государства
Ахейской
Греции. (Микены, Тиринф).
Троянская
война.
Вторжение
дорийских
племен. Поэмы Гомера
«Илиада», «Одиссея»
Греческие
10
Подъем
хозяйственной
полисы
жизни
после
«темных
веков».
Развитие
земледелия
и
ремесел.
Становление полисов, их
политическое устройство.
Аристократия и демос.
Великая
греческая
колонизация. Метрополии.
Колонии.
Афины:
утверждение
демократии.
Закон
СОЛОНА.
Реформы
Клисфена. Их значение.
Спарта: основные группы
населения,
политическое
устройство.
Организация
военного дела. Спартанское
воспитание.
Грекоперсидские
войны.
Причины войн. Походы
персов на Грецию. Битва
при Марафоне, ее значение.
Усиление
афинского
могущества.
Фемистокл.
Битва при Фермопилах.
Захват персами Аттики.
Победы
греков
в
Саламинском
сражении,
при
Платеях,
Микале.
Итоги
греко-персидских

Устный
опрос
Письмен
ный
контроль

Устный
опрос.
Письмен
ный
контроль
Тестиров
ание

Культура
Древней
Греции

3

Македонские
завоевания.
Эллинизм

3

Раздел 5.Древний Рим
Возникновение 3
Римского
государства

Римские
завоевания
в
Средиземномор
ье

войн.
Возвышение
Афинского государства при
Перикле..Пелопонесская
война: причины, участник,
итоги. Упадок Эллады.
Религия древних греков.
Пантеон богов. Храмы и
жрецы. Развитие наук.
Греческая
философия.
Школа
и
образование.
Литература.
Греческое
искусство:
архитектура,
скульптура, Повседневная
жизнь и быт древних
греков.
Досуг
(театр,
спортивные
состязания).
Общегреческие игры в
Олимпии
Возвышение
Македонии.
Политика
Филиппа
II.
Главенство Македонии над
греческими
полисами.
Коринфский
союз
Александра Македонского.
И его завоевания на
Востоке. Распад державы
Александра Македонского.
Эллинистические
государства
Востока.
Культура эллинистического
мира.
Александрия
Египетская.
Природа,
население
Апеннинского полуострова
в древности. Этрусские
города
–
государства.
Наследие
этрусков.
Легенды об основании
Рима. Рим эпохи цаоей.
Республика
римских
граждан.
Патриции
и
плебеи.
Управление
и
законы. Римское войско.
Верования древних римлян.
Боги. Жрецы. Завоевание
Римом Италии.
Войны Рима с Карфагеном.
Ганнибал.
Битва
при
каннах.
Поражение
Карфагена. Установление
господства
Рима
в

Устный
опрос
Письмен
ный
контроль
Интеллек
туальная
игра
Брейн
ринг

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
Практиче
ские
задания

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
Тестиров
ание

Устный
опрос
Письмен
ный
контроль

Поздняя
Римская
республика.
Гражданские
войны

Расцвет
падение
Римской
империи

5

и 6

Культура
Древнего Рима

3

Средиземноморье. Римские Самооце
провинции.
нка
с
использо
вание
«Оценоч
ного
листа»
Подъем
сельского Устный
хозяйства.
Латифундии. опрос
Рабство.
Борьба
за Письмен
аграрную
реформу. ный
Деятельность
братьев контроль
Гракхов: проекты реформ., Практиче
мероприятия,
итоги. ская
Гражданская
война. работа
Установление
диктатуры
Суллы.
Восстание
Спартака. Участие армии в
гражданских
войнах.
Первый триумвират. Гай
Юлий Цезарь: путь к
власти, диктатура. Борьба
между
наследниками
Цезаря. Победа Октавиана.
Установление
Устный
императорской
власти. опрос
Октавиан
Август. Письмен
Императоры
Рима: ный
завоеватели и правители. контроль
Римская
империя:
территория,
управление.
Римское
гражданство.
Повседневная жизнь
в
столице и провинциях.
Возникновение
и
распространение
христианства. Император
Константин I. Перенос
столицы
в
Константинополь.
Рпзделение
Римской
империи на Западную и
Восточную части. Начало
переселения народов. Рим и
варвары. Падение Западной
Римской империи.
Римская
литература. Устный
Золотой
век
поэзии. опрос
Ораторское
искусство. диктант
Цицерон. Развитие наук.
Римские
историки.
Искусство Древнего Рима:

grazhdanskie_vo
yny_v_drevnem_
rime.pptx

Kultura_i_religii
_drevnego
mira.pptx

архитектура,
Пантеон.

скульптура.

Раздел 6. Обобщение
Историческое
2
Историческое и культурное
культурное
наследие
цивилизаций
наследие
Древнего мира
цивилизаций
Древнего мира
Общее количество часов по программе -68

Устный
Kultura_i_religii
опрос.
_drevnego
Контроль mira.pptx
ная
работа

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
В.О. Никишин, А.В. Стрелков, О.В. Томашевич, Ф.А. Михайловский Всеобщая история.
История древнего мира. 5 кл. Издательство «Русское слово»
Методические материалы для учителя
Рабочая программа по истории 5-9 классов
Календарно- тематическое планирование по истории Древнего мира 5 класс
Федеральный государственный образовательный стандарт
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
Содержание основных УУД, которые формируются на уроках истории
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы интернет
Археология.Ру
htt://www.world-history.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)22-30-68, +7(3012)22-23-59

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».