Чтобы создать что-то новое, ребёнок должен сначала освоить всё то,
что было разработано, узнано, придумано до него. Система развивающего
обучения направлена на то, чтобы он получил этот культурный багаж.
«Школьный предмет в системе Эльконина-Давыдова — это
не просто набор правил, это культурная деятельность человека, которая
имеет свою историю и базовые понятия. Если ребёнок хочет прийти
к культурной деятельности, то это путь. Независимо от иллюзий
родителей по поводу „гуманитариев“, „технарей“, „визуалов“
и „левополушарных“ — всем, кто пройдёт этим путём, будет интересно
смотреть на мир глазами химика, биолога, лингвиста», — так объясняет
суть Анастасия Лобанова, методист школы № 2101, где ведётся обучение
по системе Эльконина-Давыдова.
Чаще
всего знание в школе передаётся в готовом виде. В системе
Эльконина-Давыдова учителя предлагают детям такие задания, которые позволяют
самостоятельно понять основные принципы предмета, который они проходят.
«Мы стремимся дать ученикам возможность почувствовать себя творцами, когда
они открывают для себя, к примеру, принцип построения таблицы умножения
или художественной композиции», — так объясняют суть системы родителям,
которые решили отдать ребёнка в 91-ю школу.
Очень многое в развивающем обучении рассчитано на то,
что задания делаются в паре, в группе. С этим связана одна
из главных причин, почему детям из обычной школы бывает сложно
влиться в систему Эльконина-Давыдова. Они часто оказываются не готовы
к совместной работе, не умеют работать в группе без постоянного
контроля учителя, воспринимают групповую работу как возможность расслабиться.
Бывает, что боятся оказаться неправыми, показать, что не знают что-то.
Детям, которые начали учиться
по системе Эльконина-Давыдова, тоже бывает непросто перейти
в традиционную школу. Программа начальной школы серьёзно отличается
от обычной. Например, в первом классе очень долгий «добуквенный»
период в изучении русского языка и долгий «дочисловой» период
в изучении математики. Когда «обычные» дети складывают и вычитают
в пределах десяти и закончили букварь, ученики системы
Эльконина-Давыдова ещё сравнивают «больше-меньше» и учат буквы.
Система Эльконина-Давыдова не воспитывает у детей
безоговорочного доверия к текстам и суждениям. Она приучает каждое
мнение анализировать, задавая вопросы: «Всегда ли это так?
Есть ли исключения из этого правила? Может ли быть по-другому?».
Тексты в учебниках бывают сложными, неадаптированными. Среди заданий в учебниках и рабочих тетрадях встречаются
«ловушки» — намеренно сделанные ошибки. Они нужны для того, чтобы тренировать бдительность ребёнка
и не позволить ему решать задачи по накатанной. Система учит его
видеть чужие, а потом и свои ошибки. Перед учителями стоит задача, чтобы у выпускников начальной
школы сформировалась способность к рефлексии. Именно её считают
основой теоретического мышления, которое состоит в умении отличать
известное от неизвестного, понимании, каких знаний не хватает для решения
задачи, и способности оценить свои действия и мысли со стороны.
Учителя стремятся объяснить детям, что их точка зрения не может быть
единственно верной.
Если ребёнок это освоил, значит, он обладает важным
навыком — умеет учиться.
4.
Правда, что в системе Эльконина-Давыдова не ставят оценки?
В школе
№ 91 до пятого класса детям действительно не ставят оценки
в привычном понимании. Они есть в другом виде — это может быть
процентная, стобалльная шкала или другие системы. Сами оценки не нужны,
чтобы дать обратную связь. «Система оценивания может быть разной, зависеть
от школы и педагогов. Но главное, что критерии должны быть
понятны ребёнку, он должен знать, за что он получил ту или
иную оценку. Тут не важно количество баллов. Если дети бегут учителю
с вопросом: „Правильно я сделал?“ — значит, они не могу
оценить себя и это не очень по-давыдовски», — объясняет Дмитрий
Чумаченко, учитель математики школы № 2101.
Система учит ребёнка самостоятельно оценивать свою работу, видеть
улучшения, которые происходят изо дня в день. Он сосредоточен
не на «тройке» или «пятёрке», а на том, что сегодня стал
делать что-то лучше, чем позавчера. Этому учатся и родители, которым нужно
приложить усилия, чтобы перестать мыслить классической пятибальной шкалой.
К ней, кстати, относятся и все флажки, звёздочки или утята, которые
иногда ставят в начальной школе вместе цифровых отметок. Грустное лицо
вместе привычной «двойки» не делает систему безоценочной.
Хотя оценки до 5 класса ученикам не ставят, перевестись
в обычную школу всё равно можно. В таком случае учитель просто
проставляет в дневник отметки, руководствуясь принятыми критериями.
5.
Кому она подходит?
Девиз
системы Эльконина-Давыдова — «мы должны научить всех». Пётр
Гальперин, у которого учился Давыдов, считал, что педагог должен создать
особые условия для обучения. Такие, при которых ребёнок не может
не приобрести нужные навыки и знания. Поэтому никто не отбирает
детей в первый класс по умественным способностям, но учителя стараются
встретиться и пообщаться с родителями. Ведь ценности, которые лежат
в основе системы Эльконина-Давыдова, могут расходиться с ценностями
семьи. Система обучения ориентирована на любого ребёнка,
но не на любого взрослого.
«Родители иногда приходят, опираясь на распространённые
иллюзии, и оказываются не готовы к тому, что у нас всё
не так, как они привыкли. Мы обязательно проводим дни открытых
дверей, мастер-классы, урок для родителей, — рассказывает Анастасия Лобанова.
— Мы можем вообще не знакомиться с детьми, иногда
я впервые вижу их 1 сентября. Но на родителей
я должна посмотреть, убедиться, что они правильно понимают, как
и зачем выстроено развивающее обучение. Несовпадение ценностей семьи
и школы может сделать обучение невозможным».
Считается, что школьники, учившиеся по системе
Эльконина-Давыдова, лучше действуют в нестандартной ситуации. Они могут
найти лучший способ решения проблемы, получить нужное знание, спрогнозировать
развитие ситуации чаще и быстрее, чем школьники из традиционных школ.
Но в тех областях, которые связаны только с усидчивостью,
памятью и длительной работой, они часто показывают средние результаты.
6.
За что её критикуют?
Сложность (и одновременно сила) системы Эльконина-Давыдова
заключается в том, что в её основе лежат серьёзные
психологические и философские основания. Помимо работ её авторов, она
опирается на труды Льва Выготского, Алексея Леонтьева, Петра Гальперина,
а также диалектику Гегеля и марксизм.
Учителя, привыкшие работать по традиционной системе, должны
полностью переучиваться, а главное — пересматривать устоявшихся
ценности и приоритеты. Учителям сложно быть не истиной в последней инстанции,
а лишь направлять.
Их задача помогать в поиске, действительно стремиться
научить ребёнка понимать, а не просто соответствовать формальным
требованиям.
Сложно и родителям, им приходится менять свои взгляды.
Например, многие современные мамы и папы хотят, чтобы ребёнок учился
не сильно напрягаясь, чтобы ему было интересно. Если этого
не происходит, родители винят учителя. В системе развивающего
обучения считают, что ребёнок должен понимать ценность учёбы.
«Современные порывы родителей к тому, что ребёнку надо
непрерывно показывать фокусы, приводят к тому, что дети не готовы
к реальному научному методу. Учёба — это не только красивые
опыты, когда всё взрывается и искрится. Это вдумчивое чтение текста,
активная работа мысли. Она может быть интересной с самого начала,
но чаще всего она станет интересной только в тот момент, когда
ребёнок увидит предмет глазами культурного взрослого», — объясняет
методист Анастасия Лобанова.
Ещё одна сложность для родителей — домашние задания. Они
пытаются помочь и не могут — их учили по-другому.
Но в системе Эльконина-Давыдова дети должны делать домашнее задание
сами, это их зона ответственности. Многих родителей этому нужно специально
учить.