Экскурс в прошлое Улан-Удэ: от зимовья до Батарейки

01.04.2020

Батарейка – старейший микро­район Улан-Удэ, начинающий свою историю непосредствен­но от основания города. В 1666 г. русский казачий отряд поста­вил в устье реки Уды на высоком ска­листом берегу небольшой деревян­ный дом-зимовье. Удинское казачье зимовье было основано как центр сбора ясака с местного населения и как укрепленный военный пункт для обороны от враждебных нападе­ний, а также как одна из баз для про­движения на Восток.

 

Город начинался с Батарейки

Учитывая географическое и страте­гическое положение зимовья, Москов­ское правительство решило построить здесь острог. В 1689 г. строительство его было закончено, и сюда из Селенгинско­го острога был перенесен администра­тивный и военный центр Забайкалья. Новый острог обрел в 1690 г. статус го­рода и в 1730-м был именован Верхнеу­динском.

Развитие торговых связей с Монго­лией и Китаем способствовало росту населения. К 1700 г. город уже имел на­селения более 300 душ мужского пола. Первое письменное упоминание о Верх­неудинске встречается в конце 17 века: «… с левой стороны Селенги – реки, с вос­тока идет Уда-река, над ней Удинский город. У города часовня. Посад под горою. На посаде дворов жилетцких людей и ка­зачих изб со сто. На горе строены четыре башни, четырехугольные, пятая на углу осьмиугольная. В городе изба караульная, погреб зелейный, над ним сарай». Населе­ние города занималось торговлей, хле­бопашеством, ремеслами, перевозкой товаров, охотой и рыбной ловлей.

Сегодня на месте основания города поставлен крест с надписью: «Сей крест установлен в честь 325-летия со дня ос­нования города Верхнеудинска в 1666 году русскими казаками. Благодарные потомки». Кроме того, там же установ­лен памятный знак - камень с надписью «На этом месте будет сооружен мемо­риал в честь основания города. Камень установлен в год 325-летия Улан-Удэ – Верхнеудинска. 06.07.1991 г.». С тех пор прошло уже немало лет, однако памят­ника до сих пор нет.

 

Свято-Троицкий храм и городские погосты

Свято–Троицкий (Троице–Кладби­щенский) храм был третьим по счету каменным церковным зданием Верхне­удинска. Известно, что Удинский острог долгое время не имел собственного хра­ма. Только в 1695 г. просьбы жителей крепости были удовлетворены, и была возведена церковь во имя Всемилости­вого Спаса Нерукотворного Образа. Этот храм находился поблизости от острога. А вот на месте нынешнего Свято-Троицко­го храма на городском кладбище прежде стояла деревянная церковь.

Третья каменная церковь Верхнеу­динска была построена в 1798-1809 гг. И была возведена на кладбище, на воз­вышенной части городской террито­рии, восточнее рыночной площади. Ее стройный силуэт был виден из любой точки Верхнеудинска. Наряду с двумя другими – Свято-Одигитриевским собо­ром и Спасской церковью – храм являлся высотной доминантой панорамы старо­го города и, благодаря своему удачному расположению, включался в состав архи­тектурного ансамбля уездного центра.

В советские годы большинство хра­мов города были закрыты, в том числе Одигитриевский собор. Спасская цер­ковь, стоявшая у моста через Уду, была взорвана. Свято-Троицкий храм какое- то время оставался единственным дей­ствующим храмом. В начале 30-х годов для Свято–Троицкой церкви наступили тяжелые времена. Все священники были арестованы по сфальсифицированно­му обвинению в контрреволюционной деятельности. Вскоре церковь закрыли. Сначала там находился склад кинопро­ката, а затем на месте старого кладбища открыт городской сад. Здесь планирова­лось создать музей архитектуры г.Улан– Удэ, но идею не осуществили, и здание пустовало. Лишь 29 сентября 1971 г. по­становлением Совета Министров респу­блики храм был принят на государствен­ную охрану.

С весны 1988 г. начались ремонтные и реставрационные работы по восста­новлению храма. Территория городского сада в 1996 г. была передана Свято–Тро­ицкому храму. Через два года там про­ведено первое богослужение. Первый двухметровый крест установили на хра­ме в 1992 г. в канун Пасхи, а 14 сентября 1994 г. горожане услышали первый бла­гостный звон девяти колоколов.

 

Николаевская площадь - память о визите цесаревича

В июне 1891 г. будущий император России посетил Верхнеудинск. Николай II, как известно, проехал под построен­ной в честь его визита триумфальной аркой, остановился в доме купца Ивана Флегонтовича Голдобина. Там же при­нимал делегации горожан и раздавал подарки. Следует обратить внимание на такой интересный факт: он провел смотр войскам именно на Батарейной площа­ди. В книге Ухтомского о поездке цесаре­вича по Забайкалью об этом сообщается так: «21 июня 1891 г. Высочайше утверж­дено положение о пеших батальонах За­байкальского казачьего войска: в этот день, по установленному уже порядку, полагается войсковой круг. …Обширная поляна около казарм, занимаемых 1-й конно-артиллерийской батареей Забай­кальского войска, приняла необычайный вид: прямо против дороги, идущей по бе­регу реки Уды из города, возвышался осо­бый навес, внутри которого помещены были святые иконы; фронтом к выходу дороги из города развернулся 4-й Восточ- но-Сибирский линейный батальон, левее его - 1-я конно-артиллерийская батарея; 4 сотни льготных казаков и малолеток 1-го военного отдела составили 2-ю ли­нию. Весь возвышен-ный уступ, к которо­му примыкает поляна, был покрыт 1000- ми народа, съехавшегося с дальних мест видеть Царского Первенца.

Приняв рапорт от командовавше­го парадом полковника Соймонова, Его Императорское Высочество при звуках музыки и несмолкаемых криках «ура» изволил объехать обе линии и затем на­правился к навесу, где немедленно по при­ближении войск началось молебствие, окончившееся провозглашением много­летия Государю Императору, Государыне Императрице и Всему Царствующему Дому. Войска и казаки были пропущены церемониальным маршем поротно, ка­заки посотенно, а затем колоннами. По­сле чего было вызвано по взводу от сот­ни льготных казаков и малолеток для джигитовки. Оставшись всем доволен, Августейший Атаман изволил осчастли­вить батарею посещением казарм; здесь в столовой Он изволил выпить чарку за батарею. Восторг казаков был неопису­ем…».

На плане Верхнеудинска (1913 г.) видно, что Верхняя Батарейка еще не застроена, а вот на Нижней - уже стоят дома и есть улицы. На плане также обо­значена Николаевская площадь (на­званная в память о визите цесаревича), расположенная рядом с улицей Кобыл- кинской. Сегодня это место находится на стыке улиц Гоголя и Маршака, близ 9-й школы.

 

Заводы купца Кобылкина – первенцы индустрии города

В начале XX века на территории быв­шей Батарейной площади, включенной в конце XIX века в состав городских зе­мель, развернулось строительство про­мышленных предприятий. Хотя пред­приятия в городе тогда уже были, но они, в основном, располагались в сараях купеческих домов. Батарейка же стала, по сути дела, первым промышленным районом Верхнеудинска.Хочу такой сайт

На плане Верхнеудинска 1839 г., кро­ме кладбищ в нагорной части, в нижней части Батарейки, за Батарейной площа­дью мы видим кирпичные заводы. А в 1896 г. городская управа сдает учителю Ноздровскому в аренду на 20 лет уча­сток земли для устройства лесопильно­го завода. На «чертеже поверки усадеб­ных мест и построек», выполненном 27 апреля 1903 г., показаны существующие на Батарейной площади строения: за­воды Александра Козьмича Кобылкина, военные постройки, лесопильный завод Федченко, казенный винный склад. Тер­ритория с этого времени стала использо­ваться как промышленно-складская.

В декабре 1902 г. военным губернато­ром Забайкальской области был принят план Верхнеудинска с предложенными к разбивке кварталами. Городская дума 15 января 1903 г. утвердила наимено­вания улиц на Батарейной площади: Николаевская, Кобылкинская, Батальон­ная, Лесопильная, Береговая, Удинская, Горная, Муравьевская, Водочная, Завод­ская, Кирпичная, Песчаная и Дальняя. Площадь, где стояла часовня, в честь пребывания цесаре-вича назвали Нико­лаевской, а площадь близ казенного во­йскового склада – Батарейной.

Безусловно, промышленная застрой­ка Батарейки связана с именем купца Кобылкина. Работал он поначалу масте­ром на винном заводе купца Голдобина, затем у него же главным бухгалтером и счетоводом. А в 1889 г. приписался в купеческое сословие. Начав с бакалей­ной торговли, Кобылкин вскоре занял видное место среди верхнеудинского купечества. Торговля у него процветала. Успешно развивая торговлю, прибавив к бакалейной также и торговлю ману­фактурой, он занялся предприниматель­ством. В 1898 г. берет в аренду участок городской земли на Батарейной площа­ди для постройки пивоваренного заво­да. К слову сказать, заводские здания Кобылкина существенно отличались от бывших верхнеудинских «заводов-са­раев» конца XIX века. На предприятиях купца были каменные полы, паровое отопление и даже электрическое осве­щение. Заботился он и о здоровье рабо­чих: при конторе имелась амбулатория, где врач Михаил Владимирович Танский вел прием пациентов. Кстати, заболев­шие за счет завода лечились в больнице.

Успешно начатое дело заставляло Кобылкина расширять производство. Теперь он торгует пивом собственного приготовления, но у него нет посуды для розлива. Тогда-то он и решает строить еще один завод по производству буты­лок. Для этой цели в 1900 г. им был взят в аренду участок в размере 2100 кв. саже­ней. Сначала завод Кобылкина выпускал только бутылки для розлива пива и ква­са, позже началось изготовление хозяй­ственной посуды и оконного стекла.

В первое десятилетие XX века Верхне­удинск был самым бурно развивающим­ся в промышленном отношении городом Забайкалья. К 1908 г. число фабрик и за­водов достигло 59 с числом рабочих 249 человек. По числу предприятий и сумме их производительности Верхнеудинск опережал даже Читу – административ­ный центр Забайкальской области.

Немалую долю в объеме промышлен­ного производства занимали предпри­ятия Кобылкина. В 1912 г. у Кобылкина было уже три завода: пивоваренный, искусственных фруктовых вод и стекло­делательный. Еще одним предприятием купца Кобылкина был водочный завод, построенный также на Батарейной пло­щади.

Купец строил не только заводы, но и, что было редкостью для того времени, дома для рабочих. Любопытно, что неко­торые из них до сих пор служат людям, как, например, здания возле ликерово­дочного завода по ул. Оцимика. В 1901 г. Кобылкин берет в аренду землю напро­тив собственного пивоваренного заво­да площадью в 2400 кв. саженей, чтобы устроить для своих рабочих место для отдыха.

Александр Козьмич Кобылкин при­нимал живейшее участие в благоустрой­стве «своего» района, вел активную общественную жизнь. Он был членом Верхнеудинского городского сиротского суда, почетным блюстителем Верхнеу­динского городского 1-го приходского училища, служил почетным попечите­лем церковно-приходской школы за р. Удой, состоял членом попечительского совета Верхнеудинской женской прогим­назии.

 

Батарейка в советские годы

С приходом советской власти пред­приятия Кобылкина были реквизиро­ваны. На базе самого большого завода – стекольного - была организована про­мартель «Красный Восток». Работала она вплоть до 1960 г. – выпускала бутыл­ки, электроизоляторы, ламповое стекло. На этом месте сегодня торговые площа­ди. Пивоваренный завод работал еще не­сколько лет назад, затем его место занял завод по производству минеральных вод и напитков «Велес», а завод по произ­водству алкогольной продукции стал называться «Ливона». Ликероводочный завод и жилые дома, построенные в свое время Кобылкиным, также состоят на государственной охране.

Городской сад стал излюбленным ме­стом отдыха горожан, несмотря на свою мрачную историю. Аттракционы при­влекали массы людей, особенно детей. На возвышенном месте стояло огромное колесо обозрения, прозванное в народе «чертовым колесом». Архитектура глав­ного входа, ограды, памятники вдоль ас­фальтированных дорожек были сделаны в традиционном стиле советской парко­вой архитектуры. Отдельные скульпту­ры и ворота являются памятниками со­ветской эпохи.

В годы Великой Отечественной во­йны многие жители Батарейки были призваны в армию и сражались с немец­ко-фашистскими захватчиками. Остав­шиеся работали на Победу. Даже дети в школах собирали посылки на фронт, помогали старшим, заботились о ране­ных, писали по их просьбе письма домой, выступали в госпиталях с концертами. На территории микрорайона располага­лось несколько эвакогоспиталей. Один из них в школе № 9, другой – в средней школе № 1. Здание школы состоит на го­сударственной охране как объект, где в годы войны размещался лечебный кор­пус эвакогоспиталя № 945.

К числу памятников истории и ар­хитектуры Улан-Удэ относится и здание Межшкольного учебно-производствен­ного комбината №1 по улице Оцимика, 20, где в годы войны размещался ле­чебный корпус эвакогоспиталя №1487. Здание также принято на государствен­ную охрану. После завершения Великой Отечественной войны три улицы Бата­рейки были названы именами Героев Советского Союза: Дармы Жанаевича Жанаева, Григория Сафроновича Асеева и Константина Владимировича Оцими­ка.

В советское время Батарейка за­страивается новыми промышленными предприятиями. Появились хлебоза­вод, швейная фабрика «Туяна», база Буркоопсоюза, ремонтно-строительное управление №1, РСУ ОГЭТ (по ремонту городского электрического транспорта), 1-я площадка приборостроительного объединения. Батарейка постепенно об­растала развивающейся инфраструкту­рой и социальными объектами: школы, магазины, поликлиника, баня, АЗС и т.д. Сегодня это - оживленный торгово-про­мышленный микрорайон города, дея­тельность которого крайне важна для современного Улан-Удэ и республики.

 

Наталья ЦЫПЫШЕВА, кандидат исторических наук, учитель истории средней школы № 9 Улан-Удэ.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.06.2020

Дата обновления: 22.06.2020

Дата публикации: 01.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)22-30-68, +7(3012)22-23-59

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».