Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Соглосовано на заседании МО протокол № 7 от « 15» 06 2022г. Руководитель МО Н.В. Шулунова Утверждаю Директор МАОУ «СОШ №9» ___________В.В.Иванов Рабочая программа учебного предмета «Бурятский язык» Класс Уровень образования Уровень изучения предмета Срок реализации программы 5а, 5б, 5в, Основное общее образование Базовый 2022-2023 учебный год Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015), ООП НОО МАОУ «СОШ №9» г. Улан-Удэ, Устава школы, Учебного плана МАОУ «СОШ №9» Программы по бурятскому языку как государственному для 2–9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. Улан-Удэ, 2010 г Улан-Удэ, 2022 год Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Бурятский язык 5а, 5б, 5в, Сыренова Д.Г(высшая) 1 год ФГОС 1-5 кл количество часов в неделю _2 Всего часов в год _68____ 1. Программа, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, авторской программы «Программа по бурятскому языку как государственному для 2 – 9 классов образовательных школ с русским языком обучения», авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. Улан-Удэ, 2010 2. Учебник: по бурятскому языку «Алтаргана" Учебник 5 года обучения. Авторы С.Ц. Содномов, Б.Д. Содномова Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2017г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по бурятскому языку как государственному для 5-х классов МАОУ «СОШ № 9» на 2022-2023 учебный год разработана в соответствии со ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п.6,7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 24.07.2015, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 No 1897 (п.18.3.1) (в ред. Приказ МО РФ от 29.12.2014 г. No1644), ООП ООО МАОУ «СОШ №9» г. Улан-Удэ, Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на средней ступени общего среднего образования., Приказа МОН РБ «О внедрении ФГОС НОО в РБ» № 143 от 17.02.2010г.; «Программы по бурятскому языку как государственному для 2-9-х классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» С.Ц. Содномов, Р.С. Дылыкова, Б.Д. Жамбалов, Б.Д. Содномова /Улан-Удэ «Бэлиг» 2010/; УМК «Алтаргана» 5 класс Содномов С.Ц; Учебный предмет «Бурятский язык как государственный » входит в образовательную область « Филология ». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), что соответствует учебному плану школы на 2022 - 2023 учебный год. Программа обеспечена следующим УМК: 1. Учебник « Алтаргана. 5 класс». Содномов С.Ц., Содномова Б.Д., изд. «Бэлиг», 2017г. 2. Рабочая тетрадь « Алтаргана. 5 класс», Содномов С.Ц., Содномова Б.Д., изд. «Бэлиг», 2017г. Общая характеристика учебного предмета Обучение бурятскому языку "Бурятский язык как государственный"в 5 классе обеспечивает преемственность с начальной школой, развитие сформированной к этому времени коммуникативной компетенции на бурятском языке в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной и компенсаторной компетенций. Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данного этапа обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной. Расширяется спектр социокультурных знаний и умений. Целенаправленно формируются умения представлять свой регион, ее культуру средствами бурятского языка в условиях межкультурного общения. Развитие умений школьников восполнять недостаток знаний и умений в процессе общения на бурятском языке происходит посредством использования таких приемов, как языковая догадка, переспрос, перифраз, жесты, мимика и др. Расширяется спектр общеучебных и специальных учебных умений, таких, как умение пользоваться справочником учебника, двуязычным словарем, электронным учебником по бурятскому языку. В рамках формирования системы межличностных отношений, способности к самоанализу и самооценке, эмоционально-ценностного отношения к миру, происходящих в основной школе, ав- торами ставится задача акцентировать внимание учащихся на стремлении к взаимопониманию людей разных сообществ, осознании роли бурятского языка, как универсального средства межличностного и межкультурного общения в регионе: на формирование положительного отношения к бурятскому языку, культуре народов, говорящих на нем; понимании важности изучения бурятского и других языков в современном мире и потребности пользоваться ими, в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации. Продолжается накопление лингвистических знаний, позволяющих осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления бурятского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и традициях бурятского народа, представлений о достижениях культуры народов Республики Бурятия в развитии общечеловеческой культуры. Большое значение придается проектной деятельности, осуществляемой в индивидуальном режиме и сотрудничестве. Учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности, механизмом реализации которой видится проектная деятельность. Проекты могут моно и межпредметными (например, обществоведение/ география/история). Вместе с тем структура на данном этапе обучения неоднородна. Это обусловлено динамикой психического и физического развития. Если в начальной школе более ярко выражены общие возрастные особенности детей, то в 5 классе круг интересов учащихся не только расширяется, но и дифференцируется в зависимости от социальной среды, индивидуальных интересов и склонностей. Цели обучения В процессе обучения курсу «Бурятский язык как государственный» в 5 классе реализуются цели: Развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. речевая компетенция - развиваются сформированные на базе начальной школы коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме; языковая компетенция - накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа; социокультурная компетенция - осуществляется приобщение к культуре бурятского народа в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся 5 класса, соответствующих их психологическим особенностям; развивается их способность и готовность использовать бурятский язык в реальном общении; компенсаторная компетенция - развиваются умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза, употребления синонимов, жестов, мимики и т. д.; учебно-познавательная компетенция - развиваются желание и умение самостоятельного изучения бурятского языка доступными для учащихся способами (выполнение проектов, использование справочников, материалов Интернета и т. п.), развиваются специальные учебные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию текста и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями. Воспитание школьников средствами предмета «Бурятский язык как государственный»: понимание учащимися роли изучения языков в современном поликультурном мире, ценностей бурятского языка как элементов национальной культуры; осознание важности бурятского языка как средства социальной адаптации; воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культуре. Краткая характеристика возраста детей При реализации современных подходов к отбору и организации содержания образования по бурятскому языку в основной школе и методом его освоения учитывали возрастные особенности развития школьников. Дети 11-12 лет отличаются общительностью и эмоциональностью. В этом возрасте сформированы способности к словесно-логическому мышлению, рассуждению. У детей этого возраста велик интерес к чтению рассказов, сказок, им интересны знания об окружающем мире, в этом возрасте важно пробудить в них любознательность, познавательную активность, восприимчивы и запоминают то, что вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Обучение бурятскому языку на среднем этапе обучения у детей развивается способность к абстрактному мышлению с сохранением наглядно-образного компонента. Развитие памяти, восприятия, внимания идет по пути усиления произвольности. Специфической особенностью на этом этапе является возникающее у ребят стремление понять и оценить окружающую жизнь, людей, разобраться в своих поступках. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Метапредметные: межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Предметные: А. В коммуникативной сфере: речевая компетенция в говорении, аудировании, чтении и письменной речи; языковая компетенция: знание и применение правил фонетики и графики, лексики, грамматики; социокультурная компетенция: знание национально-культурных особенностей своего региона, основных норм речевого этикета, некоторых распространённых образцов фольклора и образцов художественной, публицистической и научно-популярной литературы. компенсаторная компетенция - умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. Б. В познавательной сфере: умение сравнивать, владение приёмами работы с текстом, умение действовать по образцу/аналогии, готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу, умение пользоваться справочным материалом, владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения языка. В. В ценностно-ориентационной сфере: представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; представление о целостном полиязычном, поликультурном мире; осознание места и роли языка как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; приобщение к ценностям культуры. Г. В эстетической сфере: владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций; развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. Д. В трудовой сфере: умение рационально планировать свой учебный труд; умение работать в соответствии с намеченным планом. Е. В физической сфере: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). Содержание образования 1. Речевая компетенция Предметное содержание устной и письменной речи Включает темы, предусмотренные региональным стандартом по бурятскому языку как государственному. Ряд тем рассматривается более подробно. Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социальнокультурной сфер общения в рамках следующей тематики: Взаимоотношения в семье. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Особенности установления отношений в семье, в том числе с людьми разных поколений в семье. Близкие и дальние родственники. Семейные праздники. Дом. Типы бурятских домов. Помощь по дому. Домашние питомцы, уход за ними. Покупки в семье. Типичная бурятская еда, ее приготовление. Мои друзья и я. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение). Моя одежда. Молодежная мода. Покупки. Карманные деньги. Здоровый образ жизни: спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек, посещение врача. Бурятские спортсмены-олимпийцы. Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната, школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения учащихся и учителей, между учащимися, правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение). Круг чтения подростков: как правильно научиться читать книгу. Проблема выбора профессии. Как стать знаменитым (занимательные факты из жизни знаменитых людей республики). Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат, население, города, села, достопримечательности городов Бурятии. Знаменитые деятели культуры, ученые, спортсмены. Выдающиеся люди Бурятии. Средства массовой информации. Любимые теле-, радиопрограммы. Наиболее популярные программы в регионе, России, за рубежом. Преимущества и недостатки телевидения. Природа и проблемы экологии. Будущее нашего региона. Байкал, проблемы его экологии. Путешествия по Бурятии. Человек и автомобиль. Продуктивные речевые умения Диалогическая речь. Диалог этикетного характера - начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность; вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться; диалог-расспрос - запрашивать и сообщать фактическую информацию (‘хэн?’ "кто?"; ‘юун?’ "что?"; ‘яагаад?’ "как?"; ‘хаана?’ "где?"; ‘хайшаа?’"куда?"; ‘хэзээ?’ "когда?"; ‘хэнтэй?’ "с кем?"; ‘юундэ?’ "почему?"), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать, "брать интервью"; диалог-побуждение к действию - обращаться с просьбой и выражать готовность или отказ ее выполнить; давать совет и принимать извинение, принимать его; приглашать к действию или взаимодействию и соглашаться или не соглашаться принять в нем участие; делать предложение и выражать согласие или несогласие принять его, объяснять причину; диалог-обмен мнениями выражать точку зрения и соглашаться или не соглашаться с ней; высказывать одобрение или неодобрение; выражать сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость или огорчение, желание или нежелание), эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов. Комбинирование указанных видов диалога для решения более сложных коммуникативных задач. Монологическая речь. Краткие высказывания о фактах и событиях с использованием таких коммуникативных типов речи, как описание или характеристика, повествование или сообщение, эмоциональные и оценочные суждения; передача содержания, основной мысли прочитанного с опорой на текст; подготовка сообщение по прочитанному или услышанному тексту; выражение и аргументирование своего отношения к прочитанному. Письменная речь. Развитие умений производить выписки из текста; писать короткие поздравления (с днем рождения, и другими праздниками), выражать пожелания; заполнять формуляр (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета бурят. Рецептивные речевые умения. Аудирование. Восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста. Формирование умений: выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание; выбирать главные факты, опуская второстепенные; выборочно понимать необходимую информацию прагматических текстов с опорой на языковую догадку, контекст; игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания. Чтение. Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Использование словаря независимо от вида чтения. Чтение с пониманием основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры бурят. Формирование умений: определять тему, содержание текста по заголовку; выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста. Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров. Формирование мнений: полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана); оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; комментировать/объяснять те или иные факты, описанные в тексте. Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации - умение просмотреть текст (статью или несколько статей из газеты, журнала) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. 2. Социокультурный компонент Совершенствование социокультурных знаний, навыков и умений, основанных на сравнении фактов бурятской культуры и культуры других народов. Расширение объема лингворегионоведческих и экстралингвистических знаний, навыков и умений вербального и невербального поведения за счет новых тем и проблематики речевого общения с учетом специфики этапа обучения. Знание традиционной культуры бурят: общие представления о бурятской семье, особенности бурятского национального костюма, блюда бурятской национальной кухни и ее особенности, бурятские праздники и игры: Сагаалган, Ёохор, Эрын гурбан наадан, Сурхарбаан, Шагай наадан. Знания из области образования: образование в дореволюционной Бурятии, некоторые выдающиеся бурятские ученые. Знания из области искусства Бурятии: литература, живопись, театр, кино, музыка, СМИ. Знания из области истории бурят: главные исторические события, исторические личности. Знания из области религии: шаманизм, буддизм, святые места. Знания из области географии Бурятии: Особенности флоры, фауны, рельефа, полезные ископаемые, заповедники, экология Байкала, Красная книга Бурятии. Знание официальной и неофициальной символики Республики Бурятия и общих сведений о республике: герб, флаг, общая площадь, месторасположение на карте мира. Знания из области экономики и государственного устройства Бурятии: детские объединения и организации. Лингворегионоведческие знания Реалии (безэквивалентная лексика): географические реалии, этнографические реалии, общественно-политические реалии, реалии современной культуры и искусства, реалии религии, антропонимы. Коннотативная лексика: лексические группы «флора», «фауна». Фоновая лексика: слова, словосочетания, фразеологизмы и элементы фольклора. Навыки и умения вербального поведения: навыки и умения использоватьэтикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность, знакомство), формы обращения, исполнять народные песни, ёохор, благопожелания, отвечать на благопожелания, загадывать загадки, вести этикетную беседу в дни Сагаалгана, рассказывать сказки, выступать на традиционных праздниках. Навыки умения невербального поведения: жесты приветствия и прощания, проявления уважения, приглашения войти в дом, умение вести себя в гостях и принимать гостей, умение угощать гостей, умение вести себя за столом, умение вести себя в святых местах, умение вести себя на традиционных праздниках. 3. Языковой материал. Языковые сведения. Общие сведения о бурятском языке. Бурятский язык – язык межличностного общения. Фонетика и орфография. Гласные и согласные. Сингармонизм. Перелом гласных. Краткие и долгие гласные, их смыслоразличительная роль (продолжение). Йотированные гласные. Глухие и звонкие, мягкие и твердые согласные. Смыслоразличительная роль. Ударение. Ударение в исконно бурятском слове. (Произношение и различение на слух все звуков бурятского языка; соблюдение акцентного ударения в слове и ударения в фразе; соблюдение интонаций в повелительных, утвердительных, вопросительных (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы) и восклицательных предложениях). Лексика. Однозначные и многозначные слова (общее понятие). Синонимы, антонимы, омонимы. Общеупотребительные слова. Термины. Фразеологизмы, их семантика и функция. Виды словарей. Словообразование. Значимые части слова. Использование наиболее продуктивных суффиксов. Особенности бурятского словообразования. Учащиеся должны овладеть следующими словообразовательными средствами для создания и расширения потенциального словаря: - лексико-синтаксическим: соёл болбосорол (культура); - лексическим: шата (лестница), шата (этап); - аффиксальным: һургуули (школа); - морфолого-синтаксическим: алтан (имя существительное), алтан (имя прилагательное) Грамматика. Части речи. Знаменательные и служебные части речи (продолжение). Послеложно-падежная система бурятского языка. Личное и безличное притяжание. Степени сравнения прилагательных. Местоимение (продолжение). Собирательные числительные. Числительные, обозначающие приблизительное количество. Глагол (продолжение) Наклонение. Формы обращения. Причастие. Наречия времени, образа действия. Синтаксис. Словосочетание и предложение. Виды простого предложения по цели высказывания; односоставные и двусоставные предложения. Однородные члены предложения, употребление. Прямая и косвенная речь (общее понятие). Обращение (общее понятие). Содержание тем учебного курса № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наименование раздела Количество часов Амар сайн, буряад хэлэн! 4 2-4 классуудта үзэһэнөө дабталга 7 Взаимоотношения в семье. Члены моей семьи (внешность, черты 4 характера, профессии, хобби). Особенности установления отношений в семье, в том числе с людьми разных поколений в семье. Близкие и дальние родственники. Семейные праздники. Дом. 5 Мои друзья и я. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение). Моя одежда. Молодежная мода. Покупки. Режим и распорядок дня. 6 Здоровый образ жизни: спорт, правильное питание, отказ от 9 вредных привычек, посещение врача. Бурятские спортсменыолимпийцы. 6 Сагаалган. Сурхарбаан. Обычаи и традиции бурятского народа. Благопожелания. Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. 7 Классная комната, школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения между учащимися. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение). Профессия. Виды профессии. Как стать знаменитым 6 (занимательные факты из жизни знаменитых людей республики). Средства массовой информации. Любимые теле-, радиопрограммы. 4 Наиболее популярные программы в регионе, России, за рубежом. Преимущества и недостатки телевидения. Республика Бурятия, ее географические и природные условия, 9 климат, население, города, села, достопримечательности городов Бурятии. Знаменитые деятели культуры, ученые, спортсмены. Выдающиеся люди Бурятии. Итоговая контрольная работа 1 Всего 68 Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения бурятского языка в 5-х классах учащиеся должны: знать / понимать: основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений; признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных слов существительных, наречий, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных); основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в бурятском языке; роль владения несколькими языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад), сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа. уметь: в области говорения: начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, своей республике; делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристикуперсонажей; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения; в области аудирования: понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач) и выделять значимую информацию; понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение / рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные; использовать переспрос, просьбу повторить; в области чтения: ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; в области письма: заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся № п/п 1 Вид контроля Критерии оценивания Нормы оценки Аудирование 1. Проверяется умение понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе. 2. Единица контроля: связный текст. 3. Материал для контроля: связные тексты. Условие: текст предъявляется один раз учителем, время звучания: 1-2 минуты. 2 Говорение Диалогическая речь 1. Проверяются умения: - устанавливать и поддерживать контакт с собеседником; - вести диалог на бытовые, учебные, культуроведческие темы, используя основные типы диалогических единиц; обмениваться репликами с собеседником; - выражать согласие, несогласие с прочитанным, прослушанным сообщением; - употреблять основные формулы речевого этикета. 2. Единица контроля: диалогическое высказывание. 3. Материал для проверки: набор речевых ситуаций, отражающих предмет речи, адресат. 1. Проверяется умение сделать сообщение по одной из пройденных тем, рассказать о себе, городе, селе, районе, выборе профессии, школе и т.п., которое обеспечивается: - умением раскрыть тему; - умением строить высказывание адекватно заданной ситуации с учетом цели и адресата речи; - умением связывать предложения в текст. «5» понимает полностью; «4» - допускает 1-2 неточности; «3» - допускает 3-5 неточностей; «2» - допускает более 5 ошибок, понимает не полностью. «5» - составляет диалог самостоятельно; «4» - составляет диалог с дозированной помощью учителя; «3» - составляет диалог с помощью учителя с использованием 1-2 реплик; «2» - не составляет диалог. Монологическая речь «5» монологическая речь развита, составляет монолог по заданной теме самостоятельно; «4» - составляет рассказ по заданной теме с небольшой помощью в подборе слов, выражений; 2. Единица контроля: самостоятельное высказывание ученика. 3. Материал для контроля: набор ситуаций, отражающих сферу, тему, адресат речи. 3 Чтение 1. Проверяются умения: - выразительно читать и понимать содержание легких аутентичных текстов; определять информативное содержание текста (ознакомительное чтение); полно и точно понимать содержащуюся в тексте информацию (изучающее чтение). 2. Единица контроля: связный текст. 3. Материалы для контроля: легкие аутентичные тексты. Техника чтения: темп: (100-110 слов в минуту), орфоэпическая и интонационная правильность, выразительность. 4 Письмо 1. Проверяется умение написать небольшой диктант (объем -50-60 слов), письмо, поздравительную открытку. Письменный перевод небольшого фрагмента. 2. Единица контроля: небольшой тематический текст (50-60 слов). 3. Материал для контроля: набор предложений или сборник диктантов. «3» - составляет рассказ с помощью 1-2 наводящих вопросов; «2» - составляет рассказ только с помощью наводящих вопросов. «5» умеет выразительно читать повествовательные и описательные тексты объемом 100-110 слов, выделяет тему и основной замысел автора, объясняет название текста, понимает и передает содержание текста, выделяет основную мысль; «4» - то же, что и при «5», но допускает неточности в пересказе; «3» допускает неточности в формулировке темы и основной мысли текста; «2» - нет понимания содержания текста, затрудняется в пересказе, не выделяет тему и основную мысль текста. «5» каллиграфическое правильное письмо с соблюдением правил; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-5 ошибки; «2» - более 5 ошибок. 5 Тестирование: - тематическое; - типовое; комбинированно е. - знание основных реализаций фонем и интонационных конструкций; - знание алфавита, слов, категорий числа, структуры предложения; - умение понимать и выполнять задания теста. Шкала перевода результатов теста в оценку: 88-100 % - «5» 70-87 % - «4» 50-69 % - «3» 0-49 % - «2» Перечень учебно-методического обеспечения Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплекс, включающий: учебник, методические рекомендации и учебно-дидактические материалы: 1. Нанзатова Э.П., Языкова Н.В. Методика обучения бурятскому языку как государственному Улан-Удэ, 2008г; 2. Содномов С.Ц. Развитие устной речи младших школьников: теория и практика обучения – Улан-Удэ,2005г; 3. Нанзатова Э.П. Методическая система обучения бурятскому языку как второму в начальной школе – Бур.гос.унив-т- Улан-Удэ: изд-во Бур.гос.унив-та, 2002г; 4. Макарова О.Г., Учебник Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию устной речи – Бэлиг, 2005г. 5. Учебник « Алтаргана. 5 класс». Содномов С.Ц., Содномова Б.Д., изд. «Бэлиг»,2011г. 6. Рабочая тетрадь « Алтаргана. 5 класс». Содномов С.Ц., Содномова Б.Д., изд. «Бэлиг»,2011г. 7. Методические рекомендации к УМК «Алтаргана». Содномов С.Ц., Содномова Б.Д., изд. «Бэлиг»,2011г. Мультимедийные пособия 1. Электронный учебник бурятского языка 2. Птицы 3. табанхушуунадуу мал 4. Һэеыгэр 5. Байгалдалай Список литературы Основная 1. Учебник « Алтаргана. 5 класс». Содномов С.Ц., Содномова Б.Д., изд. «Бэлиг»,2011г. 2. Рабочая тетрадь « Алтаргана. 5 класс».Содномов С.Ц., Содномова Б.Д., изд. «Бэлиг»,2011г. Дополнительная 1. Нанзатова Э.П., Языкова Н.В. Методика обучения бурятскому языку как государственному Улан-Удэ, 2008г; 2. Содномов С.Ц. Развитие устной речи младших школьников: теория и практика обучения – Улан-Удэ,2005г; 3. Нанзатова Э.П. Методическая система обучения бурятскому языку как второму в начальной школе – Бур.гос.унив-т- Улан-Удэ: изд-во Бур.гос.унив-та, 2002г; КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС № Дата п/п проведени я план факт 1 2 3 Тема урока 4 Тип урока 5 Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Виды деятельности 6 Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД 7 8 9 Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, уметь формулировать собственное мнение. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осознанно строить речевые высказывания в Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Модуль 1. «Амар сайн, буряад хэлэн» 1 «Мэндэ амар!» Ц – Б. Бадмаев Составление высказываний с опорой на картинки и речевые образцы. 4 часа. Научиться рассказывать о том, зачем изучать бурятский язык, употреблять слово «язык» на разных языках, Активная лексика: Хэлэн, сайн байна, амар мэндэ, нүхэд, Пассивная лексика: синквейн соответствии с задачами коммуникации. 2 Понятие о языке. Бурятский язык как государствен ный Прослушивание и воспроизведение стихотворения, графически корректное написание специфических букв бурятского алфавита Уметь писать специфические буквы бурятского алфавита читать слова, начинающиеся с этих букв. Активная лексика: Хэлэн, сайн байна, амар мэндэ, нүхэд, яһатан Коммуникативные: Адекватно произносить и различать на слух звуки бурятского языка, соблюдать правильное произношение кратких и долгих гласных в словах и фразах. Регулятивные: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Познавательные: Пользоваться наглядными средствами предъявления материала. Формирование опыта участия в учебной деятельности по овладению бурятским языком и осознание её значимости для личности учащегося. 3 Работа рабочей тетрадью. 4 Входная диагностика с Повторение изученного материала, выполнение заданий в рабочей тетради, работа индивидуально, в парах и минигруппах. тестирование Написание самостоятельной работы. Распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы и грамматические явления. Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять логические действия сравнения и анализа. Научиться Коммуникативные: применять осуществлять приобретенные самоконтроль, знания, умения и коррекцию, оценивать навыки в конкретной свой результат. деятельности. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её Формирование основ морали (ответственность, честность, взаимопомощь). Умение находить выходы из спорных ситуаций. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. реализации. Познавательные: овладеть начальными формами познавательной и личностной рефлексии. 5 Имя существитель ное. Семья 6 Имя числительное Систематизация знаний по теме «Члены семьи», чтение текста и выполнение послетекстовых заданий. Знать названия членов семьи, уметь извлекать необходимую информацию из текста, прогнозировать содержание текста. Активная лексика: Эжы, аба, эгэшэ, аха, дүү, хүгшэн эжы, үбгэн аба Пассивная лексика Түрэлхид, сэсэрлиг, наһатай, Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. Составление Уметь называть и Коммуникативные: диалогов по записывать Использовать в речи образцу, числительные 11 – лексические единицы, выполнение 20. обслуживающие заданий в учебнике Научиться ситуацию общения. Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. и рабочей тетради. 7 Глагол. Цвета. Игрушки 8 Глагол. Посуда. Пища Квест игра Выполнение «Буряад хэлэм упражнений в баян даа» учебнике и рабочей тетради, обыграть диалог запрашивать информацию и отвечать на вопросы. Активная лексика: числительные 11 – 20 на бурятском языке Научиться называть и писать названия цветов по-бурятски. Активная лексика: Хүүхэлдэй, бүмбэгэ, шагай, хонхо, Пассивная лексика Онгосо, эршэгэнүүр, хонхинуур Знакомство с Уметь употреблять новыми словами и ЛЕ по теме «Пища», выражениями, говорить о Регулятивные: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. Коммуникативные: уметь использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: уметь использовать знаково-символические модели. Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Развитие познавательных интересов и учебных тренировка их употребления, чтение диалога, выполнение упражнений в учебнике. 9 Одежда. Части тела человека количестве продуктов, различать на слух изученные слова и выражения. Активная лексика: хилээмэн, һүн, хартаабха, загаһан, һонгино, эдихэ, шанаха, шарана, дабһална, амтатай, гашуун, халуун, амһарта, аяга Пассивная лексика Зохистой, монсогор Знакомство с Знать ЛЕ по теме новыми словами и «Одежда», уметь выражениями, употреблять тренировка их изученные ЛЕ в употребления, речи, задавать выполнение вопросы о внешнем упражнений в виде и отвечать на учебнике и рабочей них. тетради, Активная лексика: составление Самса, үмдэн, диалогов. бээлэй, малгай Дулаан оймһон, оодон хормой обслуживающие мотивов. ситуацию общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. Коммуникативные: использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами Осознание значимости изучения английского языка для личности учащегося, формирование адекватной позитивной самооценки. 1 0 1 1 Работа рабочей тетрадью. с Контрольная работа №1 по модулю 2 Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; оценка учениками собственных результатов в изучении языка. Научиться выполнять алгоритм проведения самопроверки, уметь распознавать изученные ЛЕ и грамматические явления. Выполнение контрольной работы. Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности. предъявления языкового материала. Коммуникативные: вести взаимный контроль совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы действие после ег завершения на основе ег оценки и с учето сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формам познавательной личностной рефлексии. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов Развитие мотивации к самосовершенствова нию, формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, а также границ собственного знания и «незнания». решения задач зависимости конкретных условий. 1 2 1 3 Имя существитель ное. Личные и неличные имена существитель ные. Имя существитель ное в родительном падеже Знакомство с грамматическим правилом, аудирование текста и выполнение задания, подготовка к написанию рассказа о своей семье. Уметь различать личные и неличные существительные, различать на слух изученные слова и выражения. Активная лексика: Хүн, амитан. Пассивная лексика в от Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач. Дополнение письма Уметь дополнять Коммуникативные: недостающими письмо адекватно использовать репликами, недостающими речевые средства для систематизация репликами, решения различных знаний по теме употреблять коммуникативных задач. «Имя существительные в Регулятивные: существительное в родительном падеже Принимать и сохранять родительном Активная лексика: цели и задачи учебной падеже». окончания деятельности, находить Развитие познавательных интересов и учебных мотивов, осознание своей этнической принадлежности Формирование опыта участия в учебной деятельности по овладению бурятским языком и осознание её значимости для личности учащегося. 1 4 Работа рабочей тетрадью. с 1 5 Самостоятельн ая работа №2 по теме «Моя семья». Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; оценка учениками собственных результатов в изучении языка. Выполнение самостоятельной работы. родительного падежа, ном,дэбтэр, баллуур, ручка, хайша Пассивная лексика Түрэһэн үдэр, бэлэг, һонирхохо гэжэ һананаб Научиться выполнять алгоритм проведения самопроверки, уметь распознавать изученные ЛЕ и грамматические явления. средства её осуществления. Познавательные: осуществлять логические действия анализа и синтеза. Коммуникативные: вести взаимный контроль совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы действие после ег завершения на основе ег оценки и с учето сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формам познавательной личностной рефлексии. Научиться применять Коммуникативные: приобретенные осуществлять знания, умения, самоконтроль, коррекцию, навыки в конкретной оценивать свой результат. деятельности. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и Развитие мотивации к самосовершенствова нию, формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, а также границ собственного знания и «незнания». условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 1 6 Имя прилагательн ое. 1 7 Б. Баяртуев «Чебурашкын нүхэд» Урок тренинг Систематизация знаний по теме «Дом» и «Порядковые числительные». Выполнение заданий в рабочей тетради. Знать ЛЕ по теме «Мои друзья» и «Имя прилагательное», использовать изученные ЛЕ и грамматические явления в речи. Активная лексика: Нүхэр, һайн, муу, үндэр, набтар, унаган нүхэр, анда нүхэр, хани нүхэр, Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. Работа в группах Уметь называть Коммуникативные: /парах: друзей Чебурашки, адекватно использовать тренировка работать с текстом. речевые средства для употребления в Активная лексика: решения различных Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Формирование целостного, социальноориентированного речи новых ЛЕ по теме, извлечение информации из песни 1 8 Ц. – Д. Дондокова творческий путь писателя. «Хэн һайн, хэн мууб?» Чтение стихотворения, тренировка употребления новых ЛЕ, выделение необходимой информации из текста, ответить на вопросы Индивидуальная и шандаган, үнэгэн, коммуникативных задач. заряа, шоно, Регулятивные: принимать и сохранять Пассивная лексика Эдирхэн, томо цели и задачи учебной бүдүүн, эжэлхэн деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществлять анализ объекта с целью выделения необходимой информации. Познакомиться со Коммуникативные: способами использовать в речи сравнения людей с изученные лексические животными, уметь единицы в соответствии находить с ситуацией общения. рифмующиеся слова. Регулятивные: принимать и сохранять Активная лексика: Муу, һайн цели и задачи учебной Пассивная лексика деятельности, находить Багашуул, буруу, средства её сүйд хэхэ ,сүмынь осуществления. нюудаг Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. Научиться выполнять Коммуникативные: взгляда на взаимоотношения . Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний. Развитие мотивации 1 9 2 0 Работа рабочей тетрадью. с Викторина парная работа с «Удэрэй журам дидактическим » материалом; оценка учениками собственных результатов в изучении языка. Самостоятельн ая работа №3 по теме «Мои друзья». Выполнение самостоятельной работы. алгоритм проведения самопроверки, уметь распознавать изученные ЛЕ и грамматические явления. вести взаимный контроль совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы действие после ег завершения на основе ег оценки и с учето сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формам познавательной личностной рефлексии. Научиться применять Коммуникативные: приобретенные осуществлять знания, умения, самоконтроль, коррекцию, навыки в конкретной оценивать свой результат. деятельности. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Модуль 5. «Мой день» 6 часов к самосовершенствова нию, формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, а также границ собственного знания и «незнания». 2 1 Мой распорядок дня. Дательно местный падеж 2 2 Настоящее время глагола Знакомство с новыми словами и выражениями, тренировка их употребления. Выполнение заданий в рабочей тетради. Научиться рассказывать о распорядке дня, называть части суток, говорить который час. Активная лексика: Үдэр, үдэшэ, мүнөө, үглөөдэр, һүни, үглөөнэй хоол, үдэшын хоол Коммуникативные: использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. Систематизация Распознавать и Коммуникативные: знаний по теме употреблять в речи адекватно осуществлять «Настоящее время настоящее взаимодействие с глагола», длительное время. партнером. выполнение Активная лексика: Регулятивные: заданий в учебнике Глаголы с принимать и сохранять и рабочей тетради, суффиксами – жа, - цели и задачи учебной прослушивание жо, - жэ деятельности, находить текста и средства её выполнение осуществления. задания. Познавательные: осознанное построение высказывание в устной и Осознание значимости изучения бурятского языка для личности учащегося, формирование адекватной позитивной самооценки. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 2 3 2 4 Выходной день друзьями. Свободное время Экскурсия с детскую библиотеку Знакомство с в новыми словами и выражениями, тренировка их употребления. Отвечать на вопросы с опорой на текст, наглядны й материал. Читать с целью извлечен ия полной информа ции. Выполнить упражнени я на составлени е предл. Знать ЛЕ по теме «Выходной день», уметь употреблять их в речи, уметь составить рассказ по рисунку Активная лексика: Сүлөө саг, байгаали, амаралтын үдэр Формир. умения выборочно понимать необх. информац. с опорой на языковую догадку, контекст письменной форме. Коммуникативные: слушать, читать и понимать текст, содержащий изученный языковой материал и отдельные новые слова. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться Формирование адекватной позитивной самооценки. Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний. 2 5 2 6 Работа рабочей тетрадью. с Самостоятельн ая работа №4 по теме «Мои друзья». Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; оценка учениками собственных результатов в изучении языка. Научиться выполнять алгоритм проведения самопроверки, уметь распознавать изученные ЛЕ и грамматические явления. Выполнение самостоятельной работы. Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности. наглядными средствами предъявления языкового материала. Коммуникативные: вести взаимный контроль совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы действие после ег завершения на основе ег оценки и с учето сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формам познавательной личностной рефлексии. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в Развитие мотивации к самосовершенствова нию, формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, а также границ собственного знания и «незнания». зависимости конкретных условий. 2 7 2 8 Виды спорта. Урок Заимстованны конференция е слова. «Суута тамиршад» Чтение текста, выполнение заданий, подготовка пунктов для листовки с правилами гигиены на кухне. Уметь работать с текстами разных типов характера и извлекать необходимую информацию, выполнять действия по образцу. Согласие и несогласие в бурятском языкетиимэ,бэшэ Знакомство с Уметь распознавать новыми ЛЕ и и употреблять тренировка их изученные ЛЕ и употребления, грамматические прослушивание и явления. чтение диалога. Активная лексика: Тиимэ, бэшэ, дуратай гүш? Үгы. от Коммуникативные: слушать, читать и понимать текст, содержащий изученный языковой материал и отдельные новые слова. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: использовать интернет для решения учебных задач. Коммуникативные: использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить Развитие творческих способностей учащихся. Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний. 2 9 Г.Дашабылов «Бүмбэгэ» 3 0 Личное притяжание Уметь работать с текстом стихотворения Активная лексика: бүмбэгэ, эреэн соохор,бүмбэрхэ, һүрэхэ, солбон, бартаа Пассивная лексика Эндэ тэндэ, уужам талмай Знать ЛЕ по теме «Здоровье» использовать изученные ЛЕ и грамматические явления в речи. средства её осуществления. Познавательные: Пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществлять анализ объекта с целью выделения необходимой информации. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: Формирование целостного, социальноориентированного взгляда на взаимоотношения . Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие 3 1 Указательные местоимения - энэ, - тэрэ Знать указательные местоимения в числах. Активная лексика: энэ, тэрэ,эдэ,тэдэ Пассивная лексика Минии,шинии,танай, манай 3 2 Имена существитель ные в совместном падеже . Отрицательте Уметь дополнять диалог недостающими репликами, употреблять существительные в принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. Коммуникативные: уметь запрашивать и давать информацию. Регулятивные: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: Действовать по образцу при выполнении упражнений. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: навыков сотрудничества сверстниками. со Формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения, навыков переноса знаний в новую ситуацию. Формирование опыта участия в учебной деятельности по овладению бурятским языком и осознание её льная частица 3 3 3 4 Три мужей Работа рабочей тетрадью. игры Турнир « Шагай наадан» с совместном падеже Активная лексика: окончания совместного падежа, - гүй Научиться говорить о разных играх, уметь рассказать об одной игре Активная лексика: Барилдаан, һур харбаан,шатар, мори урилдаан, һорихо Пассивная лексика Хүнэй хани, суурхадаг, жолоо Научиться выполнять алгоритм проведения самопроверки, уметь распознавать изученные ЛЕ и Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществлять логические действия анализа и синтеза. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: вести взаимный контроль совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы значимости для личности учащегося. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие мотивации к самосовершенствова нию, формирование границ собственного грамматические явления. 3 5 Самостоятельн ая работа №4 по теме «Мои друзья». Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности. 3 6 Ц. -Д. Дондогой творческий путь. «Шагай» Уметь работать с текстом стихотворения Активная лексика: Шагай, нагаса эжы, ханза, еохор, хонхо, действие после ег завершения на основе ег оценки и с учето сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формам познавательной личностной рефлексии. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: знания и «незнания». Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, а также границ собственного знания и «незнания». Формирование целостного, социальноориентированного взгляда на взаимоотношения. 3 7 Бурятский Интерактивный национальны урок «В юрте й праздник улигершина» Сагаалган. морин, бүхэ Пассивная лексика Үгөө, наадаха, зүбөөр принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществлять анализ объекта с целью выделения необходимой информации. Знать ЛЕ по теме «Сагаалган», уметь работать с текстами познавательного характера. Активная лексика: Саган һара, литэ, амаршалга, һайндэр,золголго. Пассивная лексика Сэбэрлэхэ,золглохо, арюудхаха, Коммуникативные: слушать, читать и понимать текст, содержащий изученный языковой материал и отдельные новые слова. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. Формирование уважения к национальной истории и культуре. Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. 3 8 3 9 Цвета значения хадаков и Лунный календарь. Утвердительн ая частица – юм Уметь рассказывать о приветствии гостей хадаками, употреблять в речи изученные лексические единицы и грамматические явления. Активная лексика: Табан үнгын хадагууд, үнэр байдал, гал гуламта, арюун сэбэр, үреэл Выход в театр «Сагаалганай найр» Знать ЛЕ по теме «Сагаалган» и уметь употреблять их в речи, уметь прогнозировать содержание текста по ключевым фразам. Активная лексика: Названия животных 12 – годичного цикла . Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем. Коммуникативные: использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважения к обычаям и традициям разных народов мира. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметнопреобразующей деятельности человека. 4 0 Поздравления . Үреэлы 4 1 Г.Ц. Бадмаева «Сагаалганай бэлэг» рассказ Мастерская по изготовлению открыток Уметь запрашивать и давать информацию в ситуации бытового общения, знать правила чтения звука (н). Активная лексика: амаршалга, бэлэг, түрэлхид, төөдэй, Уметь запрашивать и давать информацию в ситуации бытового общения, знать правила чтения буквосочетания (нг) Активная лексика: Хүгшэн эжы, зээ, үбгэн аба,бэлэг,сэгнэлтэ предъявления языкового материала. Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения, владеть диалогической формой речи. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её Развитие познавательных интересов и учебных мотивов, знание основных норм этикетного общения. Развитие познавательных интересов и учебных мотивов, знание основных норм этикетного общения. 4 2 4 3 Работа рабочей тетрадью. с Самостоятельн ая работа №4 по теме «Мои друзья». Научиться выполнять алгоритм проведения самопроверки, уметь распознавать изученные ЛЕ и грамматические явления. Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности. реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: вести взаимный контроль совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы действие после ег завершения на основе ег оценки и с учето сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формам познавательной личностной рефлексии. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор Развитие мотивации к самосовершенствова нию, формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, а также границ собственного знания и «незнания». эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 4 4 4 5 Любимые школьные предметы. Глагол. Времена глагола Экскурсия в школьный музей Нахождение необходимой информации в тексте, исправление ошибок в тексте, выполнение задания после прослушивания текста, заполнение анкеты по выбору учебных предметов. Научиться извлекать информацию из анкеты, познакомится с правилами употребления заглавных букв, уметь понимать небольшие тексты на слух, заполнить анкету по выбору учебных предметов. Активная лексика: hургуули, ном, дэбтэр, шугам, самбар Пассивная лексика Баллуур, харюу, шүлэг, шалгалтын хүдэлмэри Перевести Уметь употреблять предложения, правильные глаголы во найти и назвать временах, читать Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: Действовать по образцу при выполнении упражнений. Находить необходимую информацию в тексте. Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний. Формирование Коммуникативные: использовать в речи выраженной изученные ЛЕ, устойчивой учебно- 4 6 Наша школа. Родительный падеж слова в тексте, относящиеся к теме. рапсположить предложения в соответствии с развитием сюжета. окончание глаголов, распознавать и употреблять в речи изученные ЛЕ и грамматические явления. Активная лексика: Һургуули, багша, һурагша Пассивная лексика Жэнгирнэ, хэбтэнэ, тэмдэглэнэ Составить рассказ по рисунку. прочитать и сделать смысловой перевод. Уметь запрашивать и давать информацию в ситуации бытового общения, познакомиться с правилами чтения буквосочетания (ү, үү) на примере знакомых слов. Активная лексика: Үглөөгүүр,хүбүүн, сүүмхэ, Пассивная лексика Жэнгирнэ, һонирхоно, обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач. познавательной мотивации учения. Развитие познавательных интересов и учебных мотивов, знание основных норм этикетного общения. мүрысэнэ 4 7 4 8 М. Осодоев «Бэлэг» рассказ Работа рабочей тетрадью. с Работа по содержанию текста. Разыграть ситуацию «В гостях у дедушки с бабушкой» Уметь запрашивать и давать информацию в ситуации бытового общения, знать правила чтения буквосочетания (нг) Активная лексика: Хүгшэн эжы, зээ, үбгэн аба, бэлэг, сэгнэлтэ Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; оценка учениками собственных результатов в изучении языка. Научиться выполнять алгоритм проведения самопроверки, уметь распознавать изученные ЛЕ и грамматические явления. Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения, владеть диалогической формой речи. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: вести взаимный контроль совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы действие после ег завершения на основе ег оценки и с учето сделанных ошибок. Познавательные: Развитие познавательных интересов и учебных мотивов, знание основных норм этикетного общения. Развитие мотивации к самосовершенствова нию, формирование границ собственного знания и «незнания». 4 9 Самостоятельн ая работа №4 по теме «Мои друзья». 5 0 Профессии. Глагол. Выполнение самостоятельной работы. Квест игра Знакомство с «Мэргэжэл» новыми словами и выражениями, тренировка их употребления. Чтение диалога, выполнение послетекстовых заданий. овладевать формам познавательной личностной рефлексии. Научиться применять Коммуникативные: приобретенные осуществлять знания, умения, самоконтроль, коррекцию, навыки в конкретной оценивать свой результат. деятельности. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Знать ЛЕ по теме «Профессии, место работы» и уметь употреблять их в речи, уметь прогнозировать содержание диалога по ключевым фразам. Коммуникативные: использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, а также границ собственного знания и «незнания». Формирование трудовой предметнопреобразующей деятельности человека. Активная лексика: Тогоошон, жолоошон, хүмүүжүүлэгшэ, оедолшон , мэргэжэл 5 1 Орудный падеж Используя таблицу и слова для справок, написать кто из ваших родственников, где и кем работают Употреблять существительные в орудном падеже, рассказать об одной професссии Активная лексика: Слова с окончаниями орудного падежа. 5 2 Имена существительн ые в дательно местном падеже Используя таблицу и слова для справок, написать кто из ваших родственников, где и кем работают Употреблять существительные в дательно – местном падеже, рассказать об одной професссии Активная лексика: Слова с средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществлять логические действия анализа и синтеза. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: Принимать и сохранять Формирование опыта участия в учебной деятельности по овладению бурятским языком и осознание её значимости для личности учащегося. Формирование опыта участия в учебной деятельности по овладению бурятским языком и осознание её значимости для окончаниями дательно – местного падежа. 5 3 5 4 Д.Жалсараев «Хоер нүхэдэй хүсэл» Работа рабочей тетрадью. с Правильно произносить при чтении долгие гласные и дифтонги Уметь выразительно читать стихотворения и извлекать необходимую информацию. Активная лексика: Нүхэсэл, летчик, моряк, тэнгэри, уһан Пассивная лексика Бүргэд, гүндүү, хоорондоо Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; оценка учениками собственных Научиться выполнять алгоритм проведения самопроверки, уметь распознавать изученные ЛЕ и грамматические цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществлять логические действия анализа и синтеза. Коммуникативные: слушать, читать и понимать текст, содержащий изученный языковой материал и отдельные новые слова. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: вести взаимный контроль совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы действие после ег личности учащегося. Развитие творческих способностей учащихся. Развитие мотивации к самосовершенствова нию, формирование границ собственного знания и «незнания». результатов изучении языка. 5 5 Самостоятельн ая работа №4 по теме «Профессии». в явления. Выполнение самостоятельной работы. завершения на основе ег оценки и с учето сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формам познавательной личностной рефлексии. Научиться применять Коммуникативные: приобретенные осуществлять знания, умения, самоконтроль, коррекцию, навыки в конкретной оценивать свой результат. деятельности. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач зависимости от конкретных условий. Модуль 10. «Средства массовой информации» 5 6 СМИ. Назвать что изображено на картинках. Соотнести слова . Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, а также границ собственного знания и «незнания». 4 часа. Уметь читать диалог по ролям и извлекать необходимую информацию из прочитанного, Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла 5 7 Телепередачи. Времена глагола Тренировка употребления глаголов в разных временах, самостоятельное выполнение заданий в учебнике, подготовка к написанию рассказа о любимой телепередаче различать случаи употребления простого настоящего времени и настоящего длительного, выводить правило из примеров. Активная лексика: Сэнхир экран, интернет, сонин, сэтгүүл, Пассивная лексика Зайн гал, миндаһан Научиться употреблять глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени, рассказывать о своей любимой телепередаче Активная лексика: Харана, уншаха, шагнаба Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществлять логические действия анализа и синтеза. учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства эффективного решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства осуществления. Познавательные: осознанно строить речевые высказывания в Формирование мотивов учебной деятельности, личностного смысла учения. 5 8 5 9 Работа рабочей тетрадью. с Самостоятельн ая работа №5 по теме «СМИ». Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; оценка учениками собственных результатов в изучении языка. Научиться выполнять алгоритм проведения самопроверки, уметь распознавать изученные ЛЕ и грамматические явления. Выполнение самостоятельной работы. Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности. соответствии с задачами коммуникации. Коммуникативные: вести взаимный контроль совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы действие после ег завершения на основе ег оценки и с учето сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формам познавательной личностной рефлексии. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач зависимости от Развитие мотивации к самосовершенствова нию, формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, а также границ собственного знания и «незнания». конкретных условий. Модуль 11. 6 0 Республика Бурятия 6 1 Символы Бурятии «Бурятия» 10 часов. Знакомство с новыми ЛЕ и тренировка их употребления, чтение текста и выполнение заданий, подготовка к написанию рассказа о достопримечательн остях Бурятии Уметь называть районы и города Бурятии Активная лексика: аймагууд, хото, мүрэн, хада уула Пассивная лексика Можо, хилэ, хүдөө һуури Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач. Знакомство с Уметь рассказывать о Коммуникативные: новыми ЛЕ и гербе, флаге, гимне. строить монологическое тренировка их Активная лексика: высказывание. употребления, Соёмбо, туг, герб, Регулятивные: чтение диалога и гуламта,сахариг принимать и сохранять цели и задачи учебной выполнение Пассивная лексика деятельности, находить заданий. Долгинууд,үндэһэн средства её Повторение хуули, гэршэлдэг осуществления. будущего времени, выполнение Познавательные: Развитие познавательных интересов и учебных мотивов, творческих способностей учащихся. Формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения. упражнений. 6 2 6 3 Природа Бурятии Путешествие по Байкалу Прочитать озаглавить Перевести, ответить вопросы Викторина «Байгал далай» и Научиться говорить текст. о работе в парах, уметь выдвигать на гипотезу. Активная лексика: байгаали, ой тайга, ургамал, амитад Работа в группах Знать названия /парах: некоторые тренировка достопримечательност употребления в и Байкала, речи новых ЛЕ по распознавать и теме, выполнение употреблять в речи упражнений. изученные ЛЕ и грамматические явления. Активная лексика: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, эстетических потребностей, ценностей, чувств. далай, амарха, создание способов мүрэн, уhан решения проблем. Пассивная лексика: пароход, загаhан, аршаан 64 Ц.-Ж. Жимбиев «Эхэ нютаг» стихотворение Правильно произносить при чтении долгие гласные и дифтонги 65 Улан – Удэ – столица Бурятии Прочитать иЧитать и понимать перевести, составитьтекст, содержащий диалог и разыграть,изученные ЛЕ и написать письмоотдельные новые другу с слова. приглашением Активная лексика: Ниислэл,талмай, үйлсэ, музей Конференция «Улан-Удэ» Уметь выразительно читать стихотворения и извлекать необходимую информацию. Активная лексика: Эхэ нютаг, газар, уһан, агаар Пассивная лексика Үргэн хизаар, һара, түрэл нютаг Коммуникативные: слушать, читать и понимать текст, содержащий изученный языковой материал и отдельные новые слова. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной Развитие творческих способностей учащихся. Формирование целостного, социальноориентированного взгляда на мир, знание основных моральных норм. 66 Работа рабочей тетрадью. 67 с Контрольная работа №7 по теме «Каникулы». Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; оценка учениками собственных результатов в изучении языка. Выполнение самостоятельной работы. Пассивная лексика деятельности, находить зочид буудал, средства её осуществления. Познавательные: осознанное построение высказывания в устной форме. Научиться выполнять Коммуникативные: алгоритм проведения вести взаимный контроль самопроверки, уметь совместной деятельности. распознавать Регулятивные: изученные ЛЕ и вносить коррективы грамматические действие после ег явления. завершения на основе ег оценки и с учето сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формам познавательной личностной рефлексии. Научиться применять Коммуникативные: приобретенные осуществлять знания, умения, самоконтроль, навыки в конкретной коррекцию, оценивать деятельности. свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и Развитие мотивации к самосовершенствова нию, формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, а также границ собственного знания и «незнания». условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 68 Подведение итогов Итого 68 часов. Календарно-тематическое планирование Бурятский язык 5 класс Предмет Бурятский язык Раздел Здравствуй, бурятский язык! Алтаргана 5 класс (С.Ц.Содномов) Тема урока "Мэндэ амар!" Ц.-Б. Бадмаев Внеурочная деятельность Направление Форма Общекультурное Выход в музей истории Бурятии (1 час) Общеинтеллектуальное Ролевые игры (1 час) Духовно-нравственное Проект «Минии уг гарбал» Понятие о языке. Бурятский язык как государственный Работа с рабочей тетрадью Входная диагностика. Тестирование 2-4 классуудта узэhэнөө дабталга.Повторение. Имя существительное.Семья Имя числительное. Глагол.Цвета. Игрушки Глагол. Посуда. Пища Одежда. Части тела человека Работа с рабочей тетрадью контрольная работа №1 по модулю 2 Имя существительное. Личные и неличные имена существительные (2 часа) Моя семья Мои друзья и я Имя существительное в родительном падеже Работа с рабочей тетрадью Самостоятельная работа №2 по теме "Моя семья" Имя прилагательное Б. Баяртуев "Чебурашкын нүхэд" Ц.-Д.Дондокова - творческий путь писателя. "Хэн hайн, хэн мууб?" Работа с рабочей тетрадью Самостоятельная работа №3 по теме "Мои друзья и я". Мой день Мой распорядок дня. Дательно-местный падеж Настоящее время глагола Выходной день с друзьями Свободное время Работа с рабочей тетрадью Общеинтеллектуальное Интеллектуальный марафон (1час) Самостоятельная работа №4 по теме "Мой день" Здоровый образ жизни Виды спорта. Заимствованные слова Согласие и несогласие в бурятском языке-тиимэ, бэшэ Г.Дашабылов "Бүмбэгэ" Спортивнооздоровительное Турнир по игре «Шагай наадан» (1час) Спортивнооздоровительное Турнир по стрельбе из лука (2 часа) Работа с рабочей тетрадью Самостоятельная работа №5 по теме "Здоровый образ жизни" Ц.Дондогой-творческий путь. "Шагай" Бурятский национальный праздник Сагаалган Общекультурное Выход в бурятский драматический театр (2 часа) Цвета и значения хадаков Лунный календарь. Утвердительная частица - юм. Общекультурное Поздравления. Үреэлы. Духовно-нравственное Работа с рабочей тетрадью Духовно-нравственное Конкурс «Баатар-Дангина» (2 часа) Конкурс благопожеланий (2 часа) Урок-концерт «Сагаалганай амар мэндэ!» (1час) Личное притяжание Указательные местоимения - энэ, тэрэ Имена существительные в совместном падеже. Отрицательная частица Три игры мужей Сагаалган Самостоятельная работа №6 по теме "Сагаалган" Школа Профессия Средства массовой информации Любимые школьные предметы Глагол.Времена глагола. Наша школа. Родительный падеж. Родительный падеж. М.Осодоев "Бэлэг" рассказ Работа с рабочей тетрадью Самостоятельная работа №7 по теме "Школа" Профессии. Глагол. Орудный падеж. Имена существительные в дательно-местном падеже. Д.Жалсараев "Хоёр нүхэдэй хүсэл" Работа с рабочей тетрадью Самостоятельная работа №8 по теме "Профессия" Средства массовой информациии. Телепередачи. Времена глагола. Работа с рабочей тетрадью Общеинтеллектуальное Проект «Юный журналист» (2 часа) Самостоятельная работа №9 по теме "Средства массовой Бурятия информации" Республика Бурятия Символы Бурятии. Природа Бурятии. Путешествие по Байкалу. Духовно-нравственное Экскурсия в музей Природы Бурятии (1 час) Ц.-Ж.Жимбиев "Эхэ нютаг" стихотворение Улан-Удэ - столица Бурятии. Работа с рабочей тетрадью Самостоятельная работа №10 по теме "Бурятия" Итоговая контрольная работа Социльное Проект «Знай и люби край родной» (2 часа)